ГлавнаяНовости и обзоры → Особенности белорусской логистики. Репортаж с "Интертрансавто"

Особенности белорусской логистики. Репортаж с "Интертрансавто"

Журналист Грузового Ру снова в Беларуси, на этот раз с визитом в ООО "Интертрансавто", занимающимся международными автомобильными перевозками грузов и расположенном недалеко от столицы страны, в городе Дзержинске

В ходе экскурсии по территории и беседы с директором компании Владимиром Сергеевым мы узнали не только об истории развития "Интертрансавто", но и о принципах и трудностях работы как в Беларуси, так и за рубежом.

Как начать бизнес с нуля

Компания начала свою работу в 2000 году. Тогда парк автомобилей состоял преимущественно из микроавтобусов, а работа была ориентирована на перевозку сборных грузов. По мере развития парк пополнился сначала 7-тонными грузовиками, а затем и большегрузными сцепками. За 16 лет компания, начавшая с нуля, обзавелась филиалами в России и Казахстане и совокупным парком, насчитывающим более 200 автопоездов.

Компания "Интертрансавто" на рынке почти 17 летИсточник фото: ita-logistic.ruКомпания "Интертрансавто" на рынке почти 17 лет

В 2004 году учредитель компании решил, что эффективно развиваться на арендованных площадях невозможно, и после достаточно длительных поисков на аукционе была приобретена база недалеко от белорусской столицы, в городе Дзержинск. Правда, в довольно плачевном состоянии... Сегодня это современный комплекс, включающий административное здание, ремонтную зону и единственный в СНГ транспортно-логистический терминал типа cross-docking.

От аренды до собственного терминала

Стандартный способ работы со сборными грузами - сборка в Европе своими либо чужими машинами, консолидация партий по пунктам назначения на привлеченном складе за пределами Беларуси и отправка заказчику. По данному принципу до недавнего времени строилась и работа ООО "Интертрансавто". Однако со временем в компании поняли, что все это делать лучше на своей территории.

- Потребовалось много усилий, чтобы свалку, которая была на выделенном нам участке, превратить в то, что мы имеем сейчас, - делится В. Сергеев. - Вначале построили стоянку, в середине 2015 закончили строительство транспортно-логистического терминала, который начал работать в 2016-м и является единственным в СНГ типа cross-docking, предназначенным не для хранения, а для обработки транспорта, консолидации и перевалки груза.

Грузы на складе хранятся максимум 2 дняИсточник фото: gruzovoy.ruГрузы на складе хранятся максимум 2 дня

Сегодня на складе, общая площадь которого составляет 1 000 кв. м, обслуживаются исключительно машины компании. Помещение в принципе не предназначено для длительного хранения: подавляющее большинство грузов перегружаются из машины в машину, в исключительных случаях они могут находиться на складе максимум 1-2 дня в ожидании авто перегрузки.

Таможня дает добро

Поскольку открыть новый пункт таможенного оформления сегодня крайне сложно и учитывая наличие у компании практически всех таможенных статусов (таможенного перевозчика, таможенного представителя, уполномоченного экономического оператора, владельца СВХ и т.п.), операции, производимые на терминале, осуществляются без непосредственного участия таможни. Но при этом все требования законодательства обеспечиваются в полной мере.

Для загрузки и оформления документов есть всего 3 часа, поэтому машины здесь не задерживаютсяИсточник фото: gruzovoy.ruНа загрузку и оформление бумаг дается 3 часа, поэтому машины здесь не задерживаются

- В прошлом году благодаря помощи Ассоциации "БАМАП" и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь нам удалось убедить Государственный таможенный комитет РБ, что предложенная нами схема консолидации сборных грузов полностью соответствует законодательству Таможенного Союза, ЕАЭС и Республики Беларусь, - продолжает директор компании. - Разрешение на перегрузку получается сразу же на границе при оформлении процедуры таможенного транзита после поступления груза на территорию предприятия, через электронную систему уведомления о прибытии авто в зону таможенного контроля направляются в Минскую региональную таможню. Затем снимаются пломбы, происходит перегрузка, на грузовое помещение автомобиля вешается новая пломба (пломбиратор выдан компании как уполномоченному экономическому оператору и зарегистрирован в таможенных органах), и машина едет дальше в направлении стран СНГ: не только в Россию, но и в Казахстан, Туркменистан, Узбекистан.

Машины на гарантии руководство компании ремонтирует у официальных дилеров Источник фото: gruzovoy.ruМашины на гарантии руководство компании ремонтирует у официальных дилеров

Как сказал В. Сергеев, за кажущейся простотой стоит большая работа и жесткие требования со стороны государственных органов.

- Организация, захотевшая получить статус уполномоченного экономического оператора, не должна иметь никаких административных правонарушений в области таможенного дела. Кроме того, таможенным органам должно быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 1 млн евро.

Состав автопарка решает все

Ежегодно компания закупает порядка 30-40 единиц техники, причем ранее упор делали на три основных марки: MAN, Volvo и Scania. Однако в последние 4 года руководство "Интертрансавто" отдает предпочтение машинам Scania. Как утверждает В. Сергеев, такой выбор обусловлен, во-первых, оптимальным соотношением "цена-качество". Во-вторых, если в собственности держать разношерстный парк автомобилей, будут возникать сложности с эффективной организацией ремонта.

Если в парке будет много разных марок авто, могут возникнуть сложности с ремонтомИсточник фото: ita-logistic.ruЕсли в парке будет много разных марок авто, могут возникнуть сложности с ремонтом

- В собственности у нас на сегодняшний день три марки тягачей и несколько марок полуприцепов, - делится директор компании. - В январе мы приобрели 15 машин, еще по 10 планируем закупить летом и осенью.

Коэффициент выпуска парка - около 97%. Если машине не нужен ремонт, то через 3 часа она должна выехать с территории предприятия. Любая задержка сверх указанных сроков - "чрезвычайное происшествие".

Они обеспечивают правильную работу

Поскольку в компании четкое разграничение по типам грузов, в службе продаж есть два соответствующих департамента - сборных и комплектных грузов. Причем, в департаменте комплектных грузов есть подразделение, которое обеспечивает экспортную загрузку.

На одной смене одновременно работают 7 автослесарейИсточник фото: gruzovoy.ruНа одной смене одновременно работают 7 автослесарей

На предприятии есть автоколонна, которая контролирует движение транспорта и работает с водителями. На загрузках и выгрузках с водителями работают диспетчеры. В "Интертрансавто" имеются отдел планирования и таможенный отдел, который в числе прочего контролирует работу терминала. Компания располагает и собственной ремонтной базой.

О России, "Платоне" и дорогах

Далее директор "Интертрансавто" В.П. Сергеев подробнее рассказал о тонкостях работы на территории России:

- Поскольку мы работаем в Европе, то с платными дорогами сталкиваемся постоянно. Если в самом начале работы "Платона" у нас были сложности чисто технического характера, то сейчас проблем нет. Конечно, добавились лишние расходы, да и принцип работы этой системы не очень правильный: в систему "залиты" все дороги федерального значения… А ведь в той же Европе или Беларуси всегда есть выбор: либо проехать по бесплатной дороге, но затратить больше времени, либо заплатить и поехать быстрее.

В Беларуси и Европе есть альтернатива платным трассам в отличие от РоссииИсточник фото: ita-logistic.ruВ Беларуси и Европе есть альтернатива платным трассам в отличие от России

Политика против работы

На работе перевозчиков, по заверению В. Сергеева, недавние разногласия между Россией и Беларусью не повлияли никак. В целом проблемы перевозчиков в рамках ЕврАзЭс нигде не поднимаются, хотя они есть.

- Когда Беларусь в свое время отказалась от разрешений на транзит, наши основные партнеры по ЕврАзЭс начали сокращать количество разрешений на выезд в/из третьих стран. Например, в этом году Казахстан уменьшил количество разрешений для белорусских перевозчиков в 2 раза.

Немного о конкуренции, фрахтах и российском кризисе

На вопрос, являются ли белорусские международные перевозчики прямым конкурентом российским, директор "Интертрансавто" ответил, что основных соперников нужно искать в Литве и Польше.

Конкурентами для белорусских международных перевозчиков являются литовцы и полякиИсточник фото: gruzovoy.ruКонкурентами для белорусских международных перевозчиков являются литовцы и поляки

- Даже если просто сравнить автопарки, то станет ясно, что белорусы с их 20 тыс. авто вряд ли составят серьезную конкуренцию литовцам и полякам с их почти 300 тысячами. А если к этому добавить еще и более выгодные условия хозяйствования, сразу становится понятно, кто основной конкурент на рынке международных автомобильных перевозок грузов.

Как известно, начиная с 2014 года ставки на международные автомобильные перевозки упали весьма значительно, однако с начала этого года сперва на азиатском, а затем и на российском направлениях наметился слабый рост. Насколько долгосрочным будет этот тренд, собеседник затруднился ответить.

Следующей темой беседы стали особенности работы у белорусского предприятия в связи с нестабильной экономической ситуацией в России.

Российский экономический кризис не отразился на работе компанииИсточник фото: gruzovoy.ruРоссийский экономический кризис не отразился на работе компании

- На работе нашей компании экономическая ситуация у вас не могла не отразится, - отметил В. Сергеев. - Не стоит забывать, что для белорусских перевозчиков российский рынок исторически являлся основным. Вместе с тем, мы достаточно оперативно переориентировали работу в направлении Средней Азии, где и конкуренция была слабее, и ставки повыше. В результате перед нами никогда не стоял вопрос сокращения персонала. Наоборот, по прошлому году в Дзержинском районе наша компания заняла 3 место по созданию новых рабочих мест. Кроме того, средний доход водителя на предприятии сравним с доходом в литовских и польских компаниях и составляет около 60 евро в день.

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 11, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
11
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться