ГлавнаяНовости и обзоры → Как доллар помог производителям? Рынок комтранспорта в 2016

Как доллар помог производителям? Рынок комтранспорта в 2016

Кому удалось выжить в нелегкий период кризиса на рынке комтранспорта, а кто покинул рынок? С какими результатами завершили 2016 год производители, и каковы прогнозы на 2017-й?

Выжившие в кризис

Итоги продаж последних месяцев этого года позволяют смело утверждать, что рынок коммерческого транспорта России начинает возрождаться. Причем наибольших успехов удалось добиться отечественным производителям грузовой техники. И хотя, по данным "АВТОСТАТ", в ТОП-10 наиболее популярных моделей грузовиков в России (10 месяцев 2016-го) входит 6 иностранных производителей, наибольший объем продаж за рассматриваемый период показал КАМАЗ: предприятию удалось реализовать 15 тысяч 854 единицы грузовой техники (+15,5% к АППГ).

Динамика рынка грузовых автомобилей по сравнению с АППГ'2015

В процентном соотношении лидерство принадлежит марке Volvo, однако при плюс 20,3% к январю-октябрю 2015 года шведский производитель продал на территории России всего 1 089 грузовиков. Аутсайдером стал Hyundai: его доля по сравнению с продажами 10 месяцев 2015 года сократилась на 42,5%.

Причинно-следственная связь

Что же помогло российским производителям так ощутимо вырваться вперед? Причин тому эксперты называют несколько. Во-первых, это господдержка в виде льготного приобретения отечественных автомобилей в лизинг. Во-вторых, как это ни парадоксально звучит, помогло и падение курса рубля по отношению к доллару. А в такой ситуации естественно, что, желая сэкономить, клиенты выбирают более дешевую технику.

Популярные марки грузовиков в России

Стоит отметить, что российские производители начали активно обновлять свой модельный ряд, что также помогло им укрепить свои позиции на рынке грузовой техники РФ. Например, на КАМАЗе наладили производство сразу нескольких новинок. Благодаря усовершенствованным технологиям производства новому магистральному тягачу КАМАЗ-5490 удалось сместить с лидирующих позиций рейтинга самых популярных грузовиков технику иностранного производства, традиционно господствовавших в этом сегменте на рынке РФ.

Также на Камском автозаводе решили все-таки пересмотреть вопросы топливной эффективности, уровня вредных выбросов и комфорта водителя: налажено производство грузовых автомобилей с самосвальной платформой, оснащаемых более мощным и экономичным двигателем Cummins, который соответствует нормам Евро-5.

Еще один известный бренд, с которым КАМАЗ налаживает тесное сотрудничество, - Daimler. Во многих новых моделях грузовиков используются компоненты этого производителя: от КПП до кабин. По словам представителей КАМАЗа, все это в совокупности сделало их грузовики конкурентоспособными, более качественными и требующими не такого частого ремонта как раньше.

Популярные модели грузовиков в России

А как удалось остаться на рынке зарубежным производителям на фоне удорожания иностранной грузовой техники? Многие специалисты уверены, что это достигнуто путем локализации производств на территории РФ.

Эффект отложенного спроса

Как бы ни старались руководители компаний, владеющих собственным автопарком, оттягивать его обновление, этот момент рано или поздно наступает. Необходимое обновление автопарка также стало, по мнению экспертов, причиной оживления рынка в апреле, когда продажи увеличились на 14% с отметки в минус 40%, которая была зафиксирована в январе.

На данный момент рынок грузовиков России устарел более чем наполовину, и откладывать обновление автопарка больше нет возможности. Ведь устаревшие машины будут тормозить основные процессы, а то и вовсе лишить владельцев их бизнеса из-за срывов сроков поставок по причине многочисленных поломок.

Объем продаж грузовиков массой более 3,5 тонны в России (ед.)

Конечно, эффект отложенного спроса подхлестнул рынок. Но это, скорее, острая необходимость, нежели улучшение покупательской способности населения, поскольку экономическая ситуация в стране до сих пор вызывает вопросы.

Если бы не господдержка…

Эту фразу как молитву повторяли многие владельцы транспортных средств, причем, начиная с 2015 года, когда рынок еще не думал восстанавливаться. Да, без поддержки государства в 2016 году падение рынка грузовиков было бы просто колоссальным: в районе 30-40%.

Многие, в свою очередь, были настроены довольно скептически относительно реализуемых государством программ стимулирования. И, как оказалось, не напрасно. Как заявил в своем выступлении заместитель главы Минпромторга А. Морозов, подобные мероприятия помогают поддерживать рынок. Однако здесь есть ряд подводных камней.

Объем продаж легкого коммерческого транспорта в России (ед.)

Один из них - привыкание клиентов к государственным вливаниям. И если это произойдет, то оказываемая государством поддержка не возымеет должного действия на конечного потребителя. Что, собственно, и можно было наблюдать в 2016 году.

Так, за полгода господдержка помогла обеспечить продажу почти 275 тысяч авто из 500 тысяч произведенных всех типов (включая LCV, грузовые и легковые автомобили). Фактически на долю господдержки пришлось больше половины объема произведенной техники, а это, по словам Морозова, уже критический уровень. В будущем, чтобы избежать такой ситуации, как заявил замглавы ведомства, программы по государственному стимулированию будут иметь более адресный характер и направлены на производства с высокой степенью локализации.

В завершение - прогноз "погоды" на рынке

Прогнозы по рынку коммерческого транспорта на 2017 год довольно неоднозначны. Например, консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers предрекает незначительное повышение продаж грузовых автомобилей массой более 3,5 тонны и легких коммерческих автомобилей в 2017 году вплоть до сохранения показателей кризисного периода, в т.ч. 2016 года. В целом же аналитики делают ставку на 2018 год: именно тогда рынок коммерческого транспорта в России должен прочно встать на путь восстановления.

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться