- Сложное положение на российском автомобильном рынке сохраняется, позади первое полугодие года, но особых надежд на скорое восстановление рынка по-прежнему нет. Основной вопрос, какие изменения в поведении потребителей в кризисных условиях сегодня заметны в Беларуси?
- Первое и самое важное - это снижение покупательской активности. У предприятий нет денег, доступных финансовых инструментов для приобретения техники. Но говорить о том, что клиент стремится удешевить автомобиль (комплектацию) я бы не стал. С начала этого года компания реализовала 50 единиц техники. В планах на год - 100 машин.
- Какие модели для вас сегодня выступают локомотивами продаж?
- 10 лет назад 95% наших продаж были автомобили для международных перевозок, а остальные 5% - строительная и специальная техника, автомобили для внутренних перевозок. Но начиная с 2012 года картина спроса изменилась. Сегодня только 5% продаж MAN - техника для магистральных перевозок, а остальные - это специальная техника, развозные грузовики малого и среднего класса. Что касается продаж пассажирского транспорта, то они у нас, к сожалению, небольшие. Ежегодно мы реализовываем около 5 автобусов. Это туристический автобус MAN Lion’s Coach (двухосный - на 47 мест, трехосный - на 56 мест). Сейчас на рынке сложилась такая ситуация, когда производитель готов жертвовать своей единоразовой прибылью (при продаже автомобиля) в счет будущих доходов (запчасти, сервис).
- Недавно в России после небольшой паузы курсы валют опять пошли вверх. И есть вероятность того, что белорусские компании опять поедут в РФ за машинами. Сможет ли белорусский рынок пережить второй российский автобум?
- Я думаю, что второго такого автобума не произойдет. Во-первых, такого затоваривания складов, как было раньше, нет. А во-вторых, российские компании при формировании стоимости машины придерживаются валютного эквивалента.
- Какие факторы способны положительно повлиять на динамику продаж?
- На мой взгляд, повлиять может только рост экономики, развитие тех или иных отраслей. Но опять же встает вопрос покупательской способности. Из-за ослабления национальных валют стоимость машин выросла в среднем на 500 миллионов. То есть, если в начале года машина стоила 1 миллиард белорусских рублей, то сейчас та же машина в той же комплектации стоит 1,5 миллиарда. А ведь в нынешних условиях многие белорусские предприятия работают себе в убыток только для того, чтобы не потерять свою брендовую полочку в магазине.
- Как у вас развита сервисная сеть в Беларуси?
- Мы имеем по 2 СЦ в Бресте и Минске, один в Гродно. В конце октября планируем открыть сервисную станцию в Озерце. Она уже построена и на данный момент наполняется оборудованием.
- С какого завода приезжают машины для белорусских компаний?
- Все зависит от пожеланий клиента. В основном, это завод в Германии.