Для начала опишем технические характеристики транспортного средства. Мощность данного тягача составляет 440 лошадиных сил. Кстати, данная модель представлена производителем еще с тремя видами двигателей - 400, 480 и 520 лошадиных сил. Полная масса грузовика - 44 тонны. Крутящий момент составляет 2000 оборотов в минуту. Колесная формула - 4х2. Тягач имеет два двенадцативольтовых аккумулятора, по 225 ампер-часов каждый.
Тест-драйв принято начинать с внешних характеристик. Что ж, не будем отступать от традиций. Первое, что бросается в глаза, это достаточно внушительные топливные баки. Основной бак рассчитан на 610 литров. Второй бак не намного меньше первого - 530 литров и, что приятно, оба запираются на замок. Ресиверы снизу не защищены, но в этом нет необходимости, так как это магистральный тягач.
Кабина стандартная, бескапотная, двигатель находится под водителем. Именно Volvo в свое время придумала такую кабину, а впоследствии "бескапотник" превратился в класс автомобилей.
На улице прохладно, поэтому поскорее нужно забраться внутрь кабины, погреться, а заодно и изучить ее. Забираться в кабину очень удобно - есть специальные ручки, за которые можно ухватиться.
"Жилого" пространства внутри кабины масса, и с каждой моделью оно только увеличивается. В кабине можно встать в полный рост, причем это сможет сделать водитель абсолютно любого роста. Позади водителя есть различные ящики, полки, 2 спальных места, холодильник, сейф и прочие удобства, что делает работу водителя более комфортной.
Сидеть в кресле водителя удобно: оно регулируется, можно настроить угол наклона, высоту. Также можно нащупать ногой педаль для освобождения рулевого колеса. Это позволяет отрегулировать высоту и угол наклона руля. Удобство и комфорт, нечего и добавить.
Следующим пунктом нашего тест-драйва становится дверь со стороны водителя. Она оснащена пультом управления, который позволяет управлять боковыми стеклами, а также отпирать и запирать двери. Если зеркала заднего вида оснащены электроприводом, то их также можно регулировать с пульта на боковой двери. Кроме регулировки можно контролировать обогрев зеркал.
Данный тягач оборудован алкотестером, без которого машина не заводится. Чтобы заставить мотор работать, нужно дуть в прибор около пяти секунд.
Руль оснащен тремя подрулевыми выключателями. Слева находится рычаг указания поворота. Он позволяет также переключаться с дальнего на ближний свет, можно мигать дальним светом. На этом же рычаге находится кнопка переключения круиз-контроля и перекидной переключатель регулирования скорости и частоты вращения коленвала. Справа - рычаг стеклоочистителей. Они имеют два режима скорости, а также режим с регулируемым интервалом. Время интервала можно регулировать от базовой настройки на 10 секунд до одной секунды. Если на грузовике установлен адаптивный круиз-контроль, то на рычаге установлена кнопка регулировки времени до впереди идущего автомобиля. Есть и второй рычаг, с помощью которого приводится в действие вспомогательная тормозная система.
Кабина оборудована климат-контролем, а также на панели есть кнопки для включения дополнительного обогрева. Это хороший набор функций для грузовиков, которые работают как на севере, так и на юге.
Что порадовало нашу группу, проводящую тест-драйв, так это музыкальный центр с усилителем на 400 Вт. Не заскучаешь!
Эргономика на уровне: все находится рядом, в пределах видимости, зонально, и водитель интуитивно понимает, что с чем связано. Передняя панель для удобства использования слегка изогнута. На ней находится выключатели фар, противотуманок и дальнего света. Здесь также размещены выключатели подъема тележки, блокировки дифференциала, стояночного отопителя и освещения кабины, кнопки регулирования высоты фар. Есть место для установки выключателей другого оборудования. Также на панели размещены бортовой компьютер, шкала спидометра и тахометра.
Кабина укомплектована детектором дыма, который можно временно выключить.
Что ж, пора довести наш тест-драйв до конца и прокатиться на седельном тягаче Volvo FH13А. Ключ зажигания имеет пять позиций: стоп, радио, вождение, предразогрев и пуск. Вставляем ключ в замок зажигания и поворачиваем его в режим "вождение", затем, после исчезновения с приборной панели значка "стоп", можно повернуть ключ зажигания в положение "предразогрева". Предразогрев нужен лишь тогда, когда температура охлаждающей жидкости ниже +10 градусов. Затем можно заводить машину на режиме "пуск".
Что приятно порадовало нашу группу тест-драйва, так это механическая коробка передач. Она имеет 12 передач плюс две понижающие передачи, итого - четырнадцать. Кстати, Volvo оснащает свои грузовики и роботизированной КПП. Она имеет 12 передач и сама выбирает нужную. Также автомобиль может быть укомплектован полностью гидравлической шестиступенчатой коробкой передач с гидротрансформатором.
Во время движения замечаешь, что расположение зеркал хорошо продумано, они позволяют видеть все и везде. Хорошо, что есть зеркало перед капотом, через которое просматривается предкапотное пространство. А это страховка от наезда, ведь кабина высокая, ребенка на светофоре можно не заметить. Слепая зона также продумана, пассажир не мешает обзору.
Машина идет мягко, но в этой мягкости есть минус. Наш тест-драйв проводится без прицепной техники, тягач пустой. На дороге с плохим покрытием (каких в России масса) в кабине ощущается сильная вибрация. С прицепом, когда вес распределен иначе, подвеска сделает свое дело и передвижение станет комфортным. Так что это не очень существенный недостаток, если учесть, что тягач придуман именно для использования с полуприцепами.
Остается только надеяться, что выделение финансов на ремонт и строительство дорог нашим государством принесет какие-то результаты, и ситуация изменится в лучшую сторону. Напомним, что грузовик Volvo FH13А предназначен для магистральных перевозок, где дорожное покрытие предполагается на высоком уровне.
Грузовик Volvo FH13А давно не выпускается серийно. Сборка производится на заказ с нужным набором функций. На сегодняшний день он стоит около 100 тыс. евро. Напомним, что Volvo входит в пятерку самых продаваемых тягачей в России.
В целом, тест-драйв грузовика Volvo FH13А прошел успешно, машина нам понравилась. Она безопасна, комфортна и маневренна.