ГлавнаяНовости и обзоры → Российский автопром подвел черту
05 марта 2014

Российский автопром подвел черту

В течение всего прошлого года дистрибьютеры, эксперты, производители и прочие участники автомобильного российского рынка не могли делать никаких прогнозов по поводу его итогов - настолько он был изменчив и нестабилен

Говорить о каких-либо выводах смогли только после 26 февраля нынешнего года - после окончания IV Московской конференции "Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы", на которой ведущие маркетологи и аналитики подвели черту минувшего года.

Российский автопром подвел черту

Как оказалось, всего в 2013-м в мире произвели 87,3 млн транспортных средств, в то время как итоговая цифра года 2012-го составила 84,1 млн ТС. И если в 2012-м на долю России пришлось 2,23 млн единиц автотехники от всех производимых авто в мире (данная позиция стала 11-й в общемировом рейтинге), то по итогам 2013-го года российский автопром выпустил всего 2,18 млн ТС, что на 3,1% меньше, чем годом раньше.

Как рассказал Сергей Целиков, руководитель АА "АВТОСТАТ", рынок грузовых машин в минувшем году пострадал больше всех. Общий объем тяжелых и средних грузовиков составил всего 109 тыс. единиц, что на 14,3% ниже аналогичных показателей 2012-го. Объемы продаж новых автобусов едва достигли цифры 15 тыс. В итоге - минус 9,5%.

Автомобильный рынок России в 2008-2013 гг

По данным эксперта, при падении рынка на 5,4% экспорт сразу вырос на 22%, производство снизилось на 2%, а импорт новых авто сократился на 20%. При этом Целиков отметил, что снижение товарных запасов грузовых автомобилей было отмечено только в начале 2014-го года, и пока они держатся на приемлемом уровне.

По данным Андрея Топтунова, начальника отдела аналитики той же компании, доля ТС грузоподъемностью более 16 т составила 71% всего рынка. На второй позиции - а это 17,2% - ТС грузоподъемностью от 6 до 10 т. Остальные сегменты занимают гораздо меньшие доли рынка - 3,4% (грузоподъемностью 3,5-6 т), 3,7% (12-16 т), 4,7% (10-12 т).

Рынок грузовых автомобилей России по тоннажу

Лавры лидеров при этом принадлежат моделям GAZ 3310 (доля этих машин - 14,6%). На втором месте GAZ 3309 с 10,9% от общей доли. Бронза у Hyundai HD 78 с 8,4%.

ТОП 10 моделей среднетоннажных грузовиков в РФ

ТОП 10 тяжелых грузовиков в РФ

Озвучил аналитик и некоторые прогнозы. Так, рынок тяжелых авто, по мнению эксперта, вполне сможет вырасти до уровня 69,5 тыс. единиц в год, если будет развиваться по стандартному сценарию. Касаемо прогнозов по развитию отечественного рынка средних грузовиков: его ожидаемая планка - 29 тыс. экземпляров.

Прогноз рынка тяжелых грузовиков в РФ до 2018 г

Прогноз рынка среднетоннажных грузовиков в РФ до 2018

Кирилл Никода, аналитик из Газпромбанка, высказал свое видение развития рынка комтранспорта. Так, по его данным, производство коммерческих машин в 2013 году увеличилось на 1% по сравнению с 2012-м и достигло 203,5 тыс. единиц. Доля отечественных автомобилей при этом снизилась на 2% (171 тыс. штук), а доля иностранных, наоборот, выросла на 1,5% и достигла 30,8 тыс. единиц. В общем, по мнению К. Никоды, развитие рынка комтранспорта в минувшем году держалось на уровне 2005-го года. Продажи в посткризисный период не восстановились, а, напротив, показали отрицательную динамику. И все же, вопреки определенным неудачам, российские производители продолжают удерживать первые позиции на мировом рынке комтранспорта, хотя давление на них постоянно увеличивается.

В системе оптовых продаж коммерческих машин, в том числе экспортных поставок, также складывается неплохая ситуация. В ушедшем году, по сравнению с 2012-м, рынок здесь достиг уровня 189,3 тыс. единиц с потерей всего 0,3%. В частности, позиции укрепил Горьковский автозавод, увеличив свое присутствие на рынке до 44,6%, сработав, таким образом, в плюс на 3,0%. На 2-й позиции - КАМАЗ, правда, его доля снизилась в прошлом году на 1,5% и составила 20,3%. Замыкает тройку призеров Ульяновский автозавод, который остался при своих прежних 11,8% рынка, сработав в небольшой плюс и прибавив 0,09%. На 0,7% выросла доля "Форд СОЛЛЕРС Елабуга", на 0,3% в плюс сработал ПСА "ВИС Авто", в минусе на 0,2% остался автозавод "Урал". Потери импортеров оказались более существенными. К примеру, ЗАО "Вольво Восток" в прошлом году недосчитался 0,9%, все остальные участники рынка в общем подсчете потеряли 1,5%. Но даже в таком состоянии рынок не застыл, а по-прежнему пытается набрать обороты.

Модельная структура рынка РФ

Помимо общемировых тенденций, в 2013-м году влияние на российский авторынок оказывали еще и внутренние факторы. Главный из них - последствия введенного утилизационного сбора, который позже дополнили еще и драконовскими ввозными пошлинами на подержанные иномарки. Таким образом, те российские владельцы автомобилей, которые по прошлогодней цене могли купить вполне себе нормальную 3-5-летнюю машину с пробегом, уже сегодня обратили свой взор на сегмент новых авто, где за те же деньги можно купить только отечественную или бюджетную машину российской сборки.

Конечная цель - сокращение ввоза подержанных иномарок - была достигнута. Только за 9 месяцев ушедшего года импорт подержанных грузовиков снизился на 65% в соотношении с этим же периодом 2012-го года. Необходимо учесть и тот факт, что уже на протяжении двух лет на конъюктуру рынка коммерческого транспорта влияет техрегламент, регулирующий эксплуатацию автомобилей и допуск к эксплуатации колесных транспортных средств. По сути, именно этот документ в 2010-2011 годах запретил эксплуатацию машин, не соответствующих техническим нормам РФ (к примеру, по световым приборам, что перекрыло ввоз любимых россиянами американских капотных грузовых авто), а также намного усложнил процедуру сертификации новых эксклюзивных машин, ввозимых в Россию частными автовладельцами.

Разумеется, прогнозы - это своеобразные ориентиры для достижения конечной цели. Так что же пообещали нам эксперты? Итак, по мнению специалистов, в 2014 году следует ожидать сокращения общих объемов выпуска грузовых машин до 195 тыс. единиц (-3%). Ожидаемое падение рынка отечественных грузовиков - минус 8 тыс. единиц (до уровня 163 тыс. машин). Что касается производства импортных грузовиков с пометкой "Сделано в РФ", то этот рынок, напротив, в текущем году ждет прирост примерно на 3 тыс. авто с пределом производственных возможностей в 32 тыс. единиц. При этом доля иномарок российской сборки по сравнению с отечественными грузовиками должна вырасти до 16,4% (1,5% в плюсе). Импорт подержанных и новых авто, по мнению экспертов, будет неуклонно сокращаться.

Сегодня можно говорить о том, что ушедший год для отечественного автопрома был не самым лучшим. Статистика 2013-го уступает статистике 2012-го, однако многие эксперты убеждены, что качественный скачок произошел именно в нем.

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 12, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
12
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться