В опросе участвовали:
- Максим Шишко, генеральный директор «ГТС Дистрибуция» (входит в группу компаний GTS), официального дистрибьютора DONGFENG в России;
- Андрей Игнатьев, генеральный директор ООО «ББТР», эксклюзивного дистрибьютора китайской компании BeiBen Truck в РФ.
Итоги 2024. А могло ли быть иначе?
Источник фото: dongfeng-trucks.ruМаксим Шишко, генеральный директор «ГТС Дистрибуция»
Максим Шишко («ГТС Дистрибуция») считает, что повышенный спрос на среднетоннажные грузовики был напрямую связан с изменением логистики в стране. Для доставки товаров до точек продаж и конечных пользователей развозные автомобили оказались более востребованными.
— Также из-за переориентации логистики на Восток наблюдался рост спроса на магистральную технику, в частности на седельные тягачи и полуприцепы, — продолжает спикер, — в то время как самосвалы продавались хуже из-за замедления строительства. При этом на протяжении всего года цены на технику снижались из-за внутренней ценовой конкуренции китайских производителей между собой (90% импортных большегрузов были китайского происхождения). Это ещё одна причина обрушения доходности российских дилеров и дистрибьюторов.
Источник фото: beibentruck.ruАндрей Игнатьев, генеральный директор ООО «ББТР»
По мнению Андрея Игнатьева (ООО «ББТР»), при анализе причин падения рынка HCV на 19% нужно учитывать, что 2023 год был рекордным для этого сегмента за счёт перераспределения логистических цепочек с ориентацией на Восток и плановой замены парков крупными игроками логистического рынка. Поэтому снижение объёмов продаж в 2024 году можно назвать логичным и прогнозируемым.
— Сегмент среднетоннажных грузовиков после 2022 года восстанавливался медленнее и вышел на свои плановые значения только к 2024-му: по данным новых регистраций, его объём составил 22 тыс. единиц, что на 22% больше в сравнении с аналогичным показателем 2023-го. Сейчас ситуация в обоих сегментах стабилизируется и возвращается к средним показателям: 60–70 тыс. ежегодных регистраций для HCV и 20–25 тыс. — для MCV, — уточнил Андрей Игнатьев.
Прогноз экспертов на 2025-й
Максим Шишко («ГТС Дистрибуция») полагает, что в 2025 году спрос на развозные автомобили снова вырастет. А вот HCV будет продано около 60–70 тысяч (на 30–40% меньше, чем в 2024-м). Продолжатся начавшиеся в сегменте тяжёлых грузовиков процессы монополизации, когда маленькие компании закрываются, а крупные остаются на рынке.
Дальнейшее падение рынка обусловлено не только избыточными закупками техники в 2023–2024 годах. Свою роль сыграют высокая ставка ЦБ, наличие у лизинговых компаний изъятой или возвращённой им техники, а также складские запасы дилеров и дистрибьюторов:
— Из-за изменения размера утилизационного сбора импортёры активно завозили технику до сентября 2024-го, и остатки непроданных с той поры автомобилей будут реализованы не ранее октября – ноября 2025 года. Большие стоки на фоне высокой и дорогой кредитной нагрузки на импортёров заставят их продавать автомобили себе в убыток. В целом считаю, что рынок сформировался. Появление новых игроков в ближайшее время возможно, но они будут нишевыми, — поделился мнением Максим Шишко. — В импорте доминируют китайские бренды — они занимают 90% рынка ввозимых большегрузов, при этом 85% приходится на 5 брендов: Sitrak, Howo, Dongfeng, Faw, Shacman. Среди китайцев прогнозируется рост бренда Foton, который локализует производство в России в сотрудничестве с ГАЗом. Поясню: в 2025 году ввоз новых автомобилей существенно подорожал, что в дальнейшем, вероятно, приведёт к росту доли отечественных или локализованных брендов. Тем не менее компания GTS во второй половине года планирует презентовать технику нового китайского бренда, разработанную специально для российского рынка.
Источник фото: gt-sales.ruМ. Шишко: «Большие стоки на фоне кредитной нагрузки заставят импортёров продавать авто себе в убыток»
В новой ситуации, подчёркивает эксперт, транспортники и перевозчики могут изменить своим прежним приоритетам и заинтересоваться краткосрочной арендой автомобилей, а не единовременной покупкой за собственные средства или в долгосрочный лизинг. Это может повысить спрос на машины с ежемесячной оплатой.
Андрей Игнатьев (ООО «ББТР») говорит, что статистика первых двух месяцев 2025 года показала снижение продаж грузовых автомобилей во всех сегментах. На это повлияло несколько факторов: рост утилизационного сбора, денежно-кредитная политика и ситуация на лизинговом рынке. Многие компании-перевозчики заморозили деятельность по обновлению автопарков. Об этом свидетельствует и снижение лизинговых сделок в первые два месяца 2025 года.
— Среди сегментов, в которых мы представлены, значительнее всего с начала года снизились продажи седельных тягачей. Перевозчики столкнулись с несколькими проблемами, включая снижение операций в сфере грузоперевозок и, как следствие, падение ставок на перевозки. Поэтому продажи новых HCV по итогам 2025-го могут сократиться на 15–20% относительно 2024-го, достигнув уровня 85–90 тыс. ТС. Это оптимистичный сценарий. По пессимистичным прогнозам, объём рынка HCV может составить 70–75 тыс. ед. Число регистраций MCV останется на уровне 2024-го либо покажет небольшой рост. Иными словами, на рынке сформировалась довольно высокая конкуренция, особенно в сегменте тяжёлых грузовых автомобилей. В такой ситуации сложно выводить на рынок новые марки. Но возможно появление новых интересных программ, которые будут направлены в первую очередь на активную реализацию больших стоков техники, а также развитие инструментов клиентского сервиса. В наших планах — расширение на территории РФ дилерской сети по продаже и сервисному обслуживанию техники. Кроме того, мы намерены объявить о выходе новой линейки продуктов.
Источник фото: beibentruck.ruА. Игнатьев: на рынке — высокая конкуренция, а китайские производители могут задуматься о локализации своих марок в России
Андрей Игнатьев также не исключает локализацию китайских марок в России. Однако акцент должен быть смещён с реализации техники на построение долгосрочных взаимоотношений с конечными потребителями через формирование широкой дилерской сети, появление прозрачной послепродажной политики и оперативное обеспечение клиентов запасными частями.
Автор: Наталья Счастная