ГлавнаяНовости и обзоры → Как работает автобусный парк в Беларуси? Зарисовки Грузового Ру
19 мая 2017

Как работает автобусный парк в Беларуси? Зарисовки Грузового Ру

Наш корреспондент побывал в филиале "Автобусный парк №1" ОАО "Миноблавтотранса" г. Солигорска (130 км от Минска). Итак, один день из жизни белорусского государственного учреждения

Театр начинается с вешалки, а автотранспортное предприятие - с контрольно-пропускного пункта.

Предприятие основано в 1968, тогда оно насчитывало 101 автобусИсточник фото: gruzovoy.ruПредприятие основано в 1968 году, тогда его парк насчитывал 101 автобус

Сегодня парк состоит из 215 единиц пассажирского и 71 грузового транспортаИсточник фото: gruzovoy.ruСегодня парк состоит из 215 единиц пассажирского и 71 грузового транспорта

Сразу же отмечаем отличное состояние зданий, всюду свежий ремонт.

На фото - административный корпус и КПП (вид со двора)Источник фото: gruzovoy.ruАдминистративный корпус и КПП (вид со двора)

Общая площадь автобусного парка - 8,10 гаИсточник фото: gruzovoy.ruОбщая площадь автобусного парка - 8,10 га

Суток не хватает

Итак, мы на КПП. Солигорский автобусный парк - один из немногих в Беларуси, работающий в круглосуточном режиме, поэтому механикам, как и диспетчерам, скучать не приходится.

Среднесуточный оборот парка - примерно 98 000 пассажиро-километровИсточник фото: gruzovoy.ruСреднесуточный оборот парка - примерно 98 000 пассажиро-километров

В 3:30 на линию выезжают первые автобусы, и только через сутки в 4:56 возвращается последний общественный транспорт, так что 24 часов не хватает. Ежедневно 115 автобусов выходят на линию для обслуживания 56 городских маршрутов по Солигорску и Любани. Помимо городских есть 66 пригородных маршрутов. Остальные автобусы парка задействованы на заказах.

За сутки пассажирский транспорт совершает 1 246 рейсовИсточник фото: gruzovoy.ruЗа сутки пассажирский транспорт совершает 1 246 рейсов

Директор автобусного парка Владимир Алешко: "Городские круглосуточные перевозки оказались вполне рентабельными (5-10%). Движение автобусов разделено на 2 категории: загородную зону оплачивает предприятие "Беларуськалий", расходы в городе частично покрываются пассажирами. Стоимость разовой поездки - 45 коп. (13,73 рос. руб. - Прим. Грузового Ру). Чтобы поездка окупилась полностью, эту сумму нужно увеличить как минимум вдвое. Однако благодаря поддержке "Беларуськалия" мы находимся в выгодном положении".

Водитель забирает путевку в диспетчерскойИсточник фото: gruzovoy.ruВодитель забирает путевку в диспетчерской

В одном здании с КПП находится класс по безопасности дорожного движения. Ежегодно, начиная с 2000 года, водители автопарка проходят 10-часовой технический минимум, где каждому рассказывают об изменениях в ПДД. В конце - экзамен, кто не сдаст, увольняют. Так, по словам В. Алешко, в прошлом году было отстранено от работы двое водителей. При приеме на работу каждый кандидат также должен сдать теоретический экзамен, как в ГАИ. Практические навыки отрабатываются во время стажировки. Например, для водителей автобусов выделяется 190 часов.

На фото класс по безопасности дорожного движенияИсточник фото: gruzovoy.ruКласс по безопасности дорожного движения

В классе по безопасности дорожного движения занимаются курсанты автошколы, которая организована на базе автобусного парка еще в 2003 году.

Автошкола готовит водителей категории "В"Источник фото: gruzovoy.ruАвтошкола готовит водителей категории "В"

Планируется, что в 2017 автошкола предприятия получит лицензию на переподготовку водителей категории E, DE, B, BE.

На фото - учебный автосимуляторИсточник фото: gruzovoy.ruУчебный автосимулятор

Выходим из здания КПП. Как раз из рейса возвращается автобус.

За одним городским автобусом закреплено два водителяИсточник фото: gruzovoy.ruЗа одним городским автобусом закреплено два водителя

Как и перед отправкой, по прибытию механик проверяет техническое состояние ТС: исправность звукового и световых сигналов, крепление болтов на колесах.

Опытный специалист ничего не упустит из видуИсточник фото: gruzovoy.ruОпытный специалист ничего не упустит из виду

Спускаемся в смотровую яму. Отсюда проверяем исправность рулевой тяги и тормозной системы: все в порядке. МАЗ едет на стоянку.

Опытный специалист ничего не упустит из видуИсточник фото: gruzovoy.ruМеханик проверяет рулевую тягу

Проигран рынок. Что делать?

Теперь познакомимся поближе с парком техники. Чаще всего встречаются автобусы Минского автомобильного завода (модели 104 и 105).

МАЗ-104 и МАЗ-105 - основа автобусного паркаИсточник фото: gruzovoy.ruМАЗ-104 и МАЗ-105 - основа автобусного парка

На стоянке помимо городских встречаем туристические автобусы.

В распоряжении госпредприятия есть 9 туристических автобусовИсточник фото: gruzovoy.ruВ распоряжении госпредприятия есть 9 туристических автобусов

Директор филиала "Автобусного парк №1" ОАО "Миноблавтотранса" Владимир Алешко: "Когда мы проиграли сегмент междугородних пассажирских перевозок частным извозчикам (вовремя не закупив высококомфортабельные автобусы малой вместимости), обратились на другой рынок. Предприятие приобрело 9 туристических автобусов (стандарта Евро-5, -6). Сегодня у нас наработана клиентская база - компании из Беларуси, России и Польши. География маршрутов обширна: вся Европа и Прибалтика. С апреля по октябрь, а также на Рождественских каникулах автобусы максимально загружаются и не простаивают ни дня".

В советские времена рентабельность маршрута Солигорск-Минск-Солигорск составляла +35%Источник фото: gruzovoy.ruВ советские времена рентабельность маршрута Солигорск-Минск-Солигорск составляла +35%

В международные рейсы ездят автобусы Iveco (Irisbus, Domino, Magelys и Daily)Источник фото: gruzovoy.ruВ международные рейсы ездят автобусы Iveco (Irisbus, Domino, Magelys и Daily)

Экипаж туристического автобуса состоит из 2 водителейИсточник фото: gruzovoy.ruЭкипаж туристического автобуса состоит из 2 водителей

Все импортные автобусы приобретались в кредит. Первые машины Iveco Domino окупились за 5 лет. Трехосные модели Magelys, которые покупались в 2014 году (до сих пор выплачивается кредит), по плану должны "отбиться" за 6-7- лет.

Если автобус работает на заказах, то он окупается за 6-8 летИсточник фото: gruzovoy.ruЕсли автобус работает на заказах, то он окупается за 6-8 лет

Если техника задействована на общественных перевозках, то она окупается редкоИсточник фото: gruzovoy.ruЕсли техника задействована на общественных перевозках, то она окупается редко

Нарекания по поводу итальянских автобусов в ходе эксплуатации возникают, например, электрика может подвести в любой момент. Главный инженер Вячеслав Султанов, который проводит для нас экскурсию, признается, что предпочел бы вместо двух автобусов Iveco один Volvo, Mercedes или Scania. Справедливости ради следует отметить, что все решения о том, какую технику закупать, принимает вышестоящая госорганизация.

В 2016 на международных перевозках предприятие заработало $600 тыс.Источник фото: gruzovoy.ruВ 2016 на международных перевозках предприятие заработало $600 тыс.

"В прошлом году мы сработали очень круто"

Средний возраст автобусного парка - 8 лет. Директор предприятия с горечью рассказывает, что последние закупки новой техники были в 2014 году (10 автобусов): "Машины устаревают, неремонтопригодные приходится списывать. Когда несколько лет назад в моем распоряжении было 229 автобусов, я себя чувствовал прекрасно. Денег хватало на все: на ремонт зданий и техники, на покупку импортных автобусов. Сегодня парк насчитывает 215 автобусов. Несмотря на все трудности, в прошлом году мы сработали очень круто - 2 200 000 бел. рублей чистой прибыли (67 883 100 рос. руб. - Прим. Грузового Ру)".

Автобусы на фоне одного из рудоуправлений "Беларуськалия"Источник фото: gruzovoy.ruАвтобусы на фоне одного из рудоуправлений "Беларуськалия"

Итак, возвращаемся к экскурсии. Мы осмотрели покрасочную камеру. В 2014 году она была оборудована современной системой сушки.

Высота покрасочной камеры - 5,5 м, длина - 14 мИсточник фото: gruzovoy.ruВысота покрасочной камеры - 5,5 м, длина - 14 м

Благодаря современной системе техника высыхает за 2-3 часаИсточник фото: gruzovoy.ruБлагодаря современной системе техника высыхает за 2-3 часа

В распоряжении предприятия есть своя мойка и автозаправочная станция - куда же без них.

На фото - портальная автомойкаИсточник фото: gruzovoy.ruПортальная автомойка

АЗС также работает в круглосуточном режимеИсточник фото: gruzovoy.ruНа АЗС заправляется вся техника парка (более 10 000 л в сутки)

Не смогли пройти мимо и заглянули в шиномонтажный бокс. Там "переобувался" автобус Setra.

Шиномонтажная станция - дополнительный источник доходов для АПИсточник фото: gruzovoy.ruШиномонтажная станция - дополнительный источник доходов для АП

Следующий на очереди объект - диагностическая станция, наличием которой могут похвастаться немногие автобусные парки. На таких станциях владельцы всех ТС проходят обязательный Гостехосмотр. Это очень прибыльное дело, сюда приезжают все автовладельцы Солигорска, а для жителей Любани создан филиал станции.

В штате диагностической станции числится 6 человекИсточник фото: gruzovoy.ruВ штате диагностической станции числится 6 человек

На одной из площадок застаем рабочего, который закачивает воздух в тормозную систему, чтобы впоследствии перегнать автобус в ремонтную мастерскую. Мы тоже переходим к осмотру производственных корпусов, где благодаря усилиям квалифицированных специалистов оживают "рабочие лошадки".

Рабочий закачивает воздух в тормозную системуИсточник фото: gruzovoy.ruРабочий закачивает воздух в тормозную систему

Время обеденное, поэтому в ремонтных мастерских немноголюдно.

Одновременно на ремонте могут находиться 30 единиц техникиИсточник фото: gruzovoy.ruОдновременно на ремонте могут находиться 30 единиц техники

Обслуживанием и ремонтом техники занимается примерно 110 штатных специалистовИсточник фото: gruzovoy.ruОбслуживанием и ремонтом техники занимается примерно 110 штатных специалистов

Солигорский автобусный парк имеет сертификат МАЗаИсточник фото: gruzovoy.ruАП имеет сертификат МАЗа на проведение гарантийного ремонта

В боксах Солигорского автобусного парка проводится гарантийное обслуживание и ремонт любой техники МАЗ (есть сертификат соответствия).

На фото производственный корпус №1Источник фото: gruzovoy.ruПроизводственный корпус №1

Возможности ремонтных боксов пока не позволяют обзавестись автобусами МАЗ-107Источник фото: gruzovoy.ruВозможности ремонтных боксов пока не позволяют обзавестись автобусами МАЗ-107

С еще одним белорусским производителем "Неман" у автобусного парка - договорные отношения.

Во всех ремонтных цехах просторно и аккуратноИсточник фото: gruzovoy.ruВо всех ремонтных цехах просторно и аккуратно

Рядом с автобусом "Неман" застаем водителя с 35-летним стажем Николая Шахурина: "Вожу автобусы с 1977 года. Катался на разной технике, начиная от "Икарусов", заканчивая двухэтажными автобусами премиального класса (до пенсии был водителем-международником). Разница, конечно, есть, на чем ездить. Но из отечественного автопрома мне не понравился только "Неман".

На фото водитель автобуса Николай ШахуринИсточник фото: gruzovoy.ruВодитель автобуса Николай Шахурин

Производственная мощность автобусного парка позволяет оказывать услуги по ремонту техники всем желающим. Около 10 предприятий Солигорска являются постоянными клиентами ремонтных мастерских АП.

В мастерских производятся все виды ремонта техникиИсточник фото: gruzovoy.ruВ мастерских производятся все виды ремонта техники

В производственном корпусе №2 находим здравпункт. Как раз водитель проходит предрейсовый медицинский осмотр.

Водителя проверяют на алкотестереИсточник фото: gruzovoy.ruМедицинские работники также работают круглосуточно

Далее направляемся на склад. Тут в наличии всегда есть необходимые расходники.

На фото - один из стеллажей складаИсточник фото: gruzovoy.ruОдин из стеллажей склада

Большая конкуренция

К сожалению, грузовых машин на стоянке мы не застали, только несколько штук в ремонтных мастерских. Вообще грузовыми перевозками автобусный парк занимается не так давно - с 2015 года.

Все грузовики достались по наследству от ГАП-3 г. СолигорскаИсточник фото: gruzovoy.ruВсе грузовики достались по наследству от ГАП-3 г. Солигорска

Сегодня АП №1 насчитывает 71 машину, из них 9 задействовано в международных перевозках (МАЗ и MAN). В распоряжении предприятия грузовики разных марок и вместимости (7-36 тонн). "За последний год в Беларусь было ввезено очень большое количество и автобусов, и грузовиков, - делится В. Алешко. - Конкуренция на рынке автоперевозок сейчас очень большая. Но мы справляемся, потому что оказываем качественные услуги".

Основу грузового автопарка составляют самосвалы МАЗ г/п 20 тИсточник фото: gruzovoy.ruОснову грузового автопарка составляют самосвалы МАЗ г/п 20 т

Наведываемся в цех по ремонту топливной аппаратуры. В 2015 был приобретен стенд, на котором можно диагностировать и реанимировать форсунки, которые, к слову, стоят недешево.

Нам демонстрируют, как работает оборудованиеИсточник фото: gruzovoy.ruНам демонстрируют, как работает оборудование

Алексей Касаткин, слесарь по ремонту топливной аппаратуры с 29-летним опытом: "Мы ремонтируем силовые агрегаты любых марок и моделей. Есть автобусы, с которыми возникает больше всего проблем, - это "Радимыч" (у него часто ломаются форсунки) и "Неман" с двигателем ЯМЗ-236. Этот мотор предназначен только для грузовых машин, из-за чего на автобусе возникает сильная вибрация".

На фото - А. Касаткин возле стенда для форсунок Common RailИсточник фото: gruzovoy.ruА. Касаткин возле стенда для форсунок Common Rail

"Раньше государственные деньги могли класть в карман"

Мы бежим дальше. Главный инженер Вячеслав Султанов любезно открывает дверь цеха автоматизации. Здесь специалисты занимаются установкой, обслуживанием, диагностикой и ремонтом электронного оборудования. Чаще всего приходится сталкиваться с информационными табло автобусов и АСДУ (автоматическая система диспетчерского управления транспортом).

На фото - инженер-механик чинит информационное таблоИсточник фото: gruzovoy.ruИнженер-механик чинит информационное табло

Директор автобусного парка Владимир Алешко: "Навигационную систему на все машины мы установили в 2013 году - дисциплина сразу улучшилась. Один аппарат тогда стоил около $5 000, но все уже окупилось. Была цель увеличить доходность перевозок, и мы ее достигли. Раньше государственные деньги водители пригородных маршрутов могли класть себе в карман. Сейчас это исключено (автобусы оборудованы еще и видеонаблюдением)".

Молодые специалисты предприятия работают под началом более опытных работниковИсточник фото: gruzovoy.ruМолодые специалисты предприятия работают под началом более опытных работников

Последнее, что мы посмотрели на предприятии, - отделение по шлифовке коленчатых валов. Также здесь можно расточить блоки цилиндров.

На фото - отделение по шлифовке коленчатых валовИсточник фото: gruzovoy.ruОтделение по шлифовке коленчатых валов

Все для людей

Комментарии к этим фото излишни. Скажем только, что предприятие заботится о своих работниках.

Бильярд - отличный способ для отдыхаИсточник фото: gruzovoy.ruБильярд - отличный способ отдохнуть

Тренажерный зал особенно популярен среди молодежиИсточник фото: gruzovoy.ruТренажерный зал особенно популярен среди молодежи

На фото - уютный актовый залИсточник фото: gruzovoy.ruУютный актовый зал

В. Султанов, листая фотоальбом предприятия, показывает себя после армииИсточник фото: gruzovoy.ruВ. Султанов, листая фотоальбом предприятия, показывает себя после армии

Мы осмотрели не все цеха, так как возможности предприятия поистине обширны. АП №1 г. Солигорска оказывает практические все виды услуг по ремонту, обслуживанию и содержанию техники. На неосновные виды деятельности приходится около 10% от всей прибыли. Главный источник дохода - это пассажирские и грузовые перевозки (примерное соотношение прибыли - 70 на 30%).

Проблема с кадрами? Нет, не слышали

Всего на белорусском предприятии числится 960 работников, из них - 456 водителей (средний возраст - 42 года). Специалисты этой профессии получают от 900 бел. руб. (27 370 рос. руб.), з/п водителей автобусов-гармошек достигает 1 400 руб. (42 580 рос. руб.).

На предприятии числится 456 водителейИсточник фото: gruzovoy.ruНа предприятии числится 456 водителей

Директор автобусного парка рассказал, что с кадрами у них проблем нет: "Предприятие достойное, так что люди приходят, просятся, но наши возможности по трудоустройству небезграничны. Для кандидатов есть список, поэтому если место освобождается, замену подбираем быстро".

Серьезной проблемой для предприятия становится ежегодное уменьшение пассажирооборота на 7%. И это неудивительно: на небольшой город численностью чуть больше 100 тыс. населения приходится 67 тыс. легковых авто. "Если не учитывать детей и пенсионеров, получится, что у каждого жителя - две машины, - поясняет В. Алешко. - Но мы социальный стандарт по пассажирским перевозкам перевыполняем, этим и довольствуемся. В других районных центрах перевозками по городу занимается очень много частников, у нас - пока только один. Серьезной угрозы он не представляет".

Если финансы не споют романсы

Директор филиала "Автобусный парк №1" ОАО "Миноблавтотранса"Источник фото: gruzovoy.ruДиректор филиала "Автобусный парк №1" ОАО "Миноблавтотранса"

?На ближайшее будущее планов у предприятия очень много, однако все будет зависеть от финансовой составляющей. "Хотим из сэндвич-панелей построить еще один бокс для ремонта, - делится руководитель. - В этом году за счет собственных средств собираемся приобрести в лизинг несколько автобусов марки МАЗ или "Неман" с двигателями Merсedes. Первый стоит на 30 000 бел. руб. дороже (912 000 рос. руб.), но склоняемся к этому проверенному варианту".

Редакция Грузового Ру благодарит руководство автобусного парка
за оказанную помощь в подготовке материала

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться