ГлавнаяНовости и обзоры → Есть проблема: перевозчики досрочно прекращают лизинг и возвращают грузовики
19 декабря 2024

Есть проблема: перевозчики досрочно прекращают лизинг и возвращают грузовики

В 2025 году логистический рынок России может лишиться 15% перевозчиков из-за высоких издержек в отрасли

Российские перевозчики вынуждены досрочно возвращать грузовую технику, взятую в лизинг. Причина — высокие издержки, делающие отрасль низкорентабельной. Кроме того, снижение тарифов на перевозку грузов может привести к уходу с рынка до 15% мелких и средних логистических компаний к 2025 году. Об этом сообщают «Известия».

На выставке Comtrans 2024 генеральный директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи отметила, что за 2024 год расходы перевозчиков увеличились на 30%. Это касается лизинговых платежей, ремонта техники и покупки топлива. Одновременно с этим тарифы на их услуги снизились на 13%.

Минусы и плюсы ситуации на рынке логистики

Операторы стараются сократить расходы, уменьшая парк машин. Техника, взятая в лизинг, досрочно возвращается. За год это примерно 17,5 тыс. грузовиков. Эти данные подтверждаются Ассоциацией транспортных экспертов: к середине осени рынок покинули 16 тыс. грузовых машин, а к концу года ожидается ещё большее количество. В основном это машины китайских брендов. Парадокс заключается в том, что остаточная лизинговая стоимость этих автомобилей часто оказывается ниже их реальной рыночной стоимости. Таким образом, китайские грузовики обесцениваются быстрее европейских конкурентов, что тоже способствует их досрочному возврату.

Эксперты видят в этой ситуации определённые плюсы для логистического сектора. Один из них — с рынка уходят наименее эффективные игроки. Некоторые из них решают объединить усилия и масштабировать бизнес. Другие рассматривают возможность смены направления деятельности.

Что говорят лизинговые компании?

Лизинговые компании отмечают снижение количества заключённых договоров в третьем квартале 2024 года. Они подчёркивают, что на способность брать технику в лизинг сильно влияет высокая ключевая ставка Центрального банка. Если в первой половине года условная ежемесячная плата составляла 100 тыс. рублей, то теперь она выросла до 110–120 тыс. рублей за аналогичные услуги.

Также на состояние рынка автолизинга влияют рост утилизационного сбора и ухудшение финансового положения клиентов. Всё это в конечном счёте сказывается на потребителях, приводя к росту цен на товары, доставляемые автомобильным транспортом: от строительных материалов и промышленного оборудования до бытовой техники и продуктов питания.

Простой смерти подобен

Эксперты считают, что решение проблемы кроется в повышении эффективности автопарка. Грузовик приносит доход только тогда, когда он движется и перевозит груз; любой простой ведёт к убыткам. Российская логистика пока далека от высокой эффективности.

На выставке Comtrans 2024 были приведены интересные статистические данные: в России соотношение седельных тягачей и полуприцепов составляет 1:1, тогда как за рубежом оно достигает 1:2–1:2,5. Из-за этого возникают долгие простои во время погрузочно-разгрузочных операций. На практике тягач привязан к одному полуприцепу, хотя такой зависимости быть не должно. Крупные логистические операторы уже отказались от схемы «один тягач — один полуприцеп», создавая распределительные центры, где водители могут оставлять полуприцепы для разгрузки и тут же забирать новые, готовые к отправке.

Таким образом, повышение эффективности логистических процессов может положительно повлиять на весь сектор и замедлить процесс деградации.

Редакция Грузового Ру

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 1, оценка: 1 из 5
Нам очень важно ваше мнение
1
1
1
1
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться