- Полностью локализовать производство полуприцепов в России пока невозможно.
- Дефицит водителей приводит к росту популярности решений, позволяющих перевезти больше груза за один рейс.
- На складах дилеров скопилось большое число техники. Дефицит наблюдается только по отдельным позициям.
«Из листа металла — готовое изделие»
Изначально компания «В-Трейлер» специализировалась на прицепной технике для леса: за годы работы в лесной промышленности предприятию удалось широко представить себя в Северо-Западном федеральном округе России. Сейчас сеть дилерских станций и ремзон развивается в восточной части страны.
Компания располагает собственными производственными мощностями: завод площадью 12 тысяч кв. м базируется в городе Колпино, что под Санкт-Петербургом. Там есть всё необходимое, чтобы с нуля создать прицеп, полуприцеп или кузовную надстройку на шасси: это и оборудование для лазерной резки, и гибочные станки, и сварочные роботы, и дробеструйные камеры для подготовки рам, и современные камеры покраски.
Как отметил Николай Амосов, директор «В-Трейлер», благодаря тому, что компания входит в состав холдинга «Политехник Групп», производственные процессы упрощаются: ряд деталей для прицепной техники выпускается на других предприятиях группы.
Источник фото: v-trailer.ruНиколай Амосов, директор «В-Трейлер»
При этом уровень локализации того же шторного прицепа у бренда составляет 35%, что в нынешних условиях является достаточно высоким показателем. Николай Амосов отметил, что и по другим выпускаемым моделям предприятие стремится повысить локализацию, но это не всегда возможно: некоторых отечественных решений нет «в природе» либо они не соответствуют необходимым стандартам. Речь идёт, например, о тормозной системе Wabco, 12-тонных осях BPW (в России выпускаются 9-тонные оси, а 12-тонные импортируются из Китая) или о дополнительном оборудовании вроде съёмной крыши.
«Я уверен, что в ближайший год уровень локализации продукции на российских предприятиях будет повышен, — говорит спикер. — Для нас как производителя это выгодно не только с точки зрения государственных субсидий, которые покрывают наши затраты, но и с позиции сроков и планирования. Опыт последних двух лет показал, что с зарубежными партнёрами становится всё сложнее работать: они постоянно срывают сроки поставок, плюс существуют сложности с финансовыми операциями. Всё это не позволяет чётко отладить производственные процессы».
Николай Амосов отметил, что представляемая им компания уже сделала ряд нужных шагов на этом пути: к примеру, она сумела найти хороший завод в России, который не просто выпускает качественную электропроводку и осветительные приборы, но и сумел в кратчайшие сроки нарастить объёмы производства. Специалист уверен, что это не везение, а результат устойчивой тенденции: отечественные производства быстро растут и развиваются.
Что популярно на рынке?
Источник фото: gruzovoy.ruСамосвальный полуприцеп компании «В-Трейлер»
«В настоящее время мы выпускаем 40 единиц различной техники в месяц, — рассказывает Николай Амосов. — Из них на выставке ComVex’24 мы представили три модели: длинный шторный полуприцеп объёмом 110 кубов, контейнеровоз и самосвальный полуприцеп для тяжёлых условий эксплуатации. Эта техника периодически дорабатывается, в ней улучшается дизайн и внедряются новые решения для комфорта оператора».
По словам собеседника Грузового Ру, подобные модели присутствуют у многих конкурирующих российских предприятий, что говорит об их востребованности. А удлинённый полуприцеп к тому же соответствует наметившемуся на рынке тренду: в связи с нехваткой водителей покупатели стали искать решения, которые позволяют за один рейс перевезти больше груза. К таким же решениям относится, например, и сцепной контейнеровоз, который также присутствует в линейке производителя. Речь идёт о двух полуприцепах, соединённых вместе: один из них можно отцепить на первом объекте и уехать на вторую точку разгрузки.
Непростая текущая ситуация
Источник фото: v-trailer.ruТрудности в расчёте с китайскими банками значительно усложняют поставки техники
«В прошлом году мы отмечали внушительный рост поставок практически всей продукции, включая грузовики и надстройки к ним, — комментирует специалист. — В нынешнем году ситуация сложилась зеркально наоборот: склады техники переполнены, а спрос заказчиков удовлетворён. При этом по ряду причин стоимость спецтехники на российском рынке выросла на 20%. На это повлияли и новые ставки утильсбора, и изменения в кредитно-банковской сфере, и проблемы с логистикой. В то же время остаток 2024 года в целом по рынку будет стабильным — цены, я надеюсь, расти не будут, ажиотажа на технику также не ожидается. Даже если вдруг возникнет резкая потребность в обновлении парков, дилеры будут просто распродавать забитые склады».
При этом одной из основных сложностей спикер считает расчёты с китайской стороной. «Раньше мы могли доставить на рынок любую технику из Китая напрямую, — говорит он, — а сейчас вынуждены добавлять лишние звенья в цепочку только для того, чтобы решить проблемы оплаты. В результате отпускная стоимость товара повышается ещё на этапе доставки».
«Кроме того, решения, которые мы изобретаем, чтобы оплатить китайский импорт, крайне недолговечны, — продолжает спикер. — Их хватает буквально на несколько недель, после чего они становятся бесполезны, и мы вынуждены искать следующие. Отсутствие уверенности в надёжности деловых отношений — плохой показатель для бизнеса».
Николай Амосов уверен, что спрос на рядовые позиции ещё долго будет закрыт. А дефицитными на рынке являются отдельные типы техники, такие как рефрижераторы, полуприцепы для перевозки спецтехники и негабаритных грузов, тралы, полуприцепы большого объёма (110–120 кубов).
Прогнозы и планы
Источник фото: v-trailer.ru«В-Трейлер» планирует расширять производство и повышать уровень локализации собственных моделей техники
«В следующем году участники рынка начнут работать в привычном ритме, и снова спрос будет рождать предложение, а не наоборот, как это происходит сейчас, — говорит директор компании «В-Трейлер». — Цены, рост которых сейчас сдерживает затаренность складов, пойдут вверх. Но главное, чтобы не получилось так, что утильсбор повысили, а субсидии отменят. В этом случае будет очень сложно что-то противопоставить китайцам, которые сильно демпингуют на российском рынке».
«Если говорить о планах, — добавляет спикер, — то в первую очередь мы хотим расширить географию своего присутствия. В этом году филиалы нашей компании появились в Новосибирске и Уфе, следовательно, мы будем дальше уходить на восток, расширяя сферу влияния. Речь идёт о расширении дилерской сети и оборудовании станций сервисного обслуживания.
Также мы планируем увеличить объёмы производства. Как я уже говорил, на данный момент мы производим порядка 40 единиц техники, а хотим достичь выпуска 60 единиц ежемесячно. При этом также необходимо увеличить процент локализации, что, в свою очередь, позволит уменьшить себестоимость».
Автор: Максим Козлов