Рост остатков на складах дилеров обусловлен тем, что дистрибьюторы ориентировались на рекордные цифры продаж первых трёх кварталов 2023 года и не снижали темпов импорта в расчёте на то, что эта тенденция сохранится до конца года. Однако в последние месяцы на фоне роста ключевой ставки ЦБ существенно подорожала и лизинговая ставка, вследствие чего спрос на грузовики стал падать. Так, например, если китайский бренд Shacman в среднем продавал по 900 тягачей и 1 200 самосвалов в месяц, то в ноябре суммарные продажи этой марки составили лишь 1 700 грузовиков. Снижение продаж привело к тому, что на конец ноября на складах Shacman в России скопилось около 2 000 тягачей и 2 500 самосвалов. Похожая картина сложилась и с другими китайскими марками.
Источник фото: gruzovoy.ruНа конец ноября на складах Shacman в России скопилось около 2 000 тягачей и 2 500 самосвалов
Невзирая на заметное охлаждение рынка к концу года, в целом 2023 год стал рекордным для российского рынка тяжёлых грузовиков: всего за год будет продано около 137 тысяч машин.
Эксперты дают разные прогнозы на 2024 год. По оценкам автоконцерна КАМАЗ, в следующем году производителей и импортёров ждёт значительная коррекция рынка, а продажи составят до 110 тысяч единиц тяжёлых грузовиков.
Прогноз Национального агентства промышленной информации более оптимистичный. По базовому сценарию НАПИ, продажи новых грузовых автомобилей достигнут нового рекорда и составят в будущем году более 140 тысяч. И даже другой, пессимистичный, сценарий агентства предсказывает продажи не менее 135 тысяч грузовиков, две трети из которых будет составлять техника китайского производства.