ГлавнаяНовости и обзоры → Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"

Свое официальное начало советский автопром берет с 7 ноября 1924 года

Хотя автомобили в стране производились и ранее: лавры "первопроходца" получило авто Яковлева и Фрезе (1896 год): небольшая 2-х местная машина массой 300 кг была оборудована мотором в 2 л.с. Максимальная ее скорость достигала 21 км/ч.

Подарок революции - АМО-Ф-15

Дебютная десятка машин АМО-Ф-15 (их собрали на заводе АМО) была продемонстрирована публике 7 ноября 1924 года. Грузовик АМО-Ф-15 был разработан на основе "итальянца" FIAT 15 Ter. 2-х осный заднеприводный грузовик имел 4-цилиндровый карбюраторный мотор (35 л.с.) и тормоза с механическим приводом. АМО-Ф-15 мог транспортировать до 1,5 т груза.

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: www.ruck-auto.infoАМО-Ф-15

7 ноября машины красного цвета гордо прокатились по Красной площади. Через несколько дней три грузовика уехали покорять российские города - они участвовали в испытательном автопробеге. За 7 лет (1924-1931) с конвейера завода сошли 6 285 ед. АМО-Ф-15.

Народная "полуторка" ГАЗ-АА

Горьковский автозавод в 1932 году произвел свою дебютную машину ГАЗ-АА - "полуторку" (так в народе прозвали грузовик за грузоподъемность в 1,5 т). Базой для создания ГАЗ-АА послужил Ford Model AA. Грузовик выпускался с 1932 по 1950 годы. Всего за это время было произведено 985 тыс. ед. Неудивительно, что ГАЗ-АА стал одним из самых популярных грузовиков в истории СССР.

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: www.alternathistory.org.uaНародная "полуторка" ГАЗ-АА

Создавали ГАЗ-АА по классической схеме, используя рамное шасси и рессорную подвеску. Моторы этих авто были настолько неприхотливы, что в качестве горючего использовали лигроин, а в летнюю пору - даже керосин!

"Захар Иванович", он же ЗиС-5

Еще один герой того времени, серийный выпуск которого стартовал в 1933 году, - трехтонный ЗиС-5. Почти сразу его прозвали "Захаром Ивановичем" или просто "Захаром". Говорят, что имя "Захар" авто получило от уральских шутников (в то время машина выпускалась на Урале).

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: www.maxpark.com"Захар Иванович", он же ЗиС-5

"Захар Иванович" был укомплектован 6-цилиндровым низкооборотным мотором. Этот грузовик с задним приводом отличался неплохой проходимостью, которую ему обеспечивали шины с развитыми грунтозацепами. Благодаря полуэллиптическим рессорам "Захар" мог не только транспортировать 3-тонный груз, но и осуществлять при этом буксировку прицепа массой более чем 3 тонны. Производство ЗиС-5 осуществлялось на протяжении 30 лет.

Покоритель целины - ГАЗ-51

В 1940 году советский автопром выпустил ГАЗ-51, который планировалось использовать при освоении целины. Правда, из-за войны серийный выпуск вышеуказанного автомобиля пришлось отложить на 6 лет. В конце 1945 года с конвейера предприятия сошло 20 грузовиков, а еще через год их количество достигло 3 136 ед. Грузовик мог разгоняться до 70 км/ч. Конструкторы оснастили машину мягкой подвеской с амортизаторами. Расходуя меньшее количество горючего, это авто отличалось более высокой производительностью, чем уже известный ЗиС-5.

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: www.uralaz.ruПокоритель Целины - ГАЗ-51

В 1950-1952 гг. сборка ГАЗ-51 стала осуществляться на Иркутском заводе. С 1948 по 1975 годы эти машины выпускал и Одесский завод. Пик производства пришелся на 1958 год: в это время было выпущено более 173 тыс. ед. Последний представитель ГАЗ-51 появился 2 апреля 1975 года и практически сразу стал музейным экспонатом. В целом за 29 лет было произведено 3 481 033 ед. машин. Благодаря продуманному соотношению цены и качества ГАЗ-51 успешно поставлялся в ряд других, в том числе и капиталистических стран.

"Псевдоамериканец" ЗиС-150

Со временем линейку "всесоюзных" грузовиков пополнил новичок с американскими корнями - ЗиС-150. Внешне эта машина была похожа на заокеанский International Harvester K-7. Первую партию ЗиС-150 выпустили в 1947 году. Разработчики укомплектовали авто двигателями 95 л.с. Кроме этого, ЗиС-150 был оснащен 5-ступенчатой КПП с шестернями постоянного зацепления и пневматическим приводом тормозов. Авто отличалось грузоподъемностью в 4 т. Изначально кабина была изготовлена из металла и дерева.

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: dennism.livejournal.com"Псевдоамериканец" ЗиС-150

ЗиС-150 производили в течение 10 лет (1947-1957), всего за это время было выпущено 771 883 ед. ЗиС-150 стал моделью, которая через некоторое время легла в основу целого ряда спецтехники.

Сверхнадежный богатырь ЗИЛ-130

В конце 1956 году специалисты Завода им. Лихачева создали образец доработанного грузовика ЗИЛ-125, который получил индекс 130. На авто был установлен карбюраторный V-образный мотор с 6 цилиндрами ЗИЛ-130 (135 л.с.). Год спустя предприятие объявило об очередной новинке - это был ЗИЛ-130Л с мотором мощностью 140 л.с. А в 1958 году увидел свет и 8-цилиндровый V-образный силовой агрегат - всемирно известный двигатель ЗИЛ-130 (5 996 см. куб., 150 л.с.).

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: www.gruzovikpress.ruСверхнадежный богатырь ЗИЛ-130

Мотор был унифицирован с моделью ЗИЛ-375 (она была разработана для городских автобусов ЛиАЗ и 3-осных грузовиков "Урал"). Его родоначальником стал мотор ЗИС-Э113, который был спроектирован для правительственных лимузинов ЗИЛ-111. Всего в союзе было выпущено более 3 млн ед. В ассортименте современного российского автопрома и в наши дни присутствуют грузовики, которые базируются на шасси ЗИЛ-130.

"Проходимец" ГАЗ-66

В 1962 году в автовроме Советского Союза появились первые образцы грузового внедорожника ГАЗ-66. В отличие от "старшего брата" ГАЗ-63, этот представитель мог легко проезжать почти метровые сугробы, а на сыпучем грунте преодолевать подъем в 22 градуса (ГАЗ-63 застревал на 4-градусном).

 Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: Википедия"Проходимец" ГАЗ-66

Такие возможности машине обеспечивали самоблокирующиеся дифференциалы переднего и заднего мостов, а также больший дорожный просвет. Авто было оборудовано гидравлической тормозной системой, был и гидроусилитель руля. В моторе конструкторы предусмотрели предпусковой подогреватель ПЖБ-12.

Небывало мощный Урал-375Д

Урал-375Д - еще один полноприводный грузовик, который активно эксплуатировался для армейских нужд. Количество выпущенных авто насчитывает 110 000 ед. Правда, кроме небывалой мощи, у Урала-375Д имелись и недочеты - к ним относились затратный бензиновый мотор и проблемы в тормозной системе. Поэтому неудивительно, что на смену Уралу-375Д пришел более совершенный Урал-4320.

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: www.truck-auto.infoУрал-375Д

Выпуск грузовика Урал-4320 стартовал в 1977 году и продолжается сегодня. Авто комплектуется дизельными моторами ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. В 2000-х годах эти богатыри получили удлиненный моторный отсек. Кроме этого, в середине 90-х годов Урал-4320 стали выпускать с широким бампером и пластиковыми заглушками на старых местах крепления фар (в крыльях).

"Лаптежник" КрАЗ-255

Украинский грузовик КрАЗ-255 - это еще один яркий пример советского автомобилестроения. Старт его выпуска состоялся в 1967 году. Новинку именовали "лаптежником", "лаптем", "луноходом". И даже "людоедом" - за сложность в управлении. Некоторые модели КрАЗа работали на керосине.

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: www.truck-auto.info"Лаптежник" КрАЗ-255

КрАЗ-255Б - базовая модель для линейки грузовиков различного назначения. Следующим стал седельный тягач КрАЗ-255В, главной задачей которого была буксировка 26-тонных полуприцепов, а также транспортировка гусеничной стройтехники. Вскоре появился "младший брат" - промышленный лесовоз КрАЗ-255Л (старт выпуска - 1969 год). Это был единственный полноприводный грузовик, который выпускал Кременчугский автозавод. В 1969 году ассортимент предприятия пополнила северная версия грузовика КрАЗ-255БС.

КАМАЗ-5320

Начиная с 70-х годов большая часть перевозок по стране производилась на КАМАЗах. Поэтому их стали считать самыми главными грузовиками СССР. Родоначальником линейки считается КАМАЗ-5320, который был выпущен в 1976 году на заводе в Набережных Челнах. Колесная формула авто - 6х4. Грузовик комплектовался двигателем мощностью 180 либо 210 л.с. Разработчики дали своей машине двухдисковое сцепление. Единый силовой агрегат (мотор, сцепление и КПП) установили на опорах - передних, задних и поддерживающих. Также КАМАЗ-5320 был оснащен системами тормозов - рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной.

Грузовики СССР: "лаптежники", "проходимцы" и "Захар Иванович"Источник фото: eagueofchaos.ruКамАЗ-5320

А вот так называемый "спальник" в КАМАЗе изначально предусмотрен не был. Авто имело расположенную над двигателем 3-местную кабину. Грузоподъемность машины составляла 8 т. КАМАЗ-5320 мог развивать скорость до 85 км/ч.

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 11, оценка: 4,64 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,64
5
1
11
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться