Казалось бы, извечная проблема России - дороги. Так про какие гонки можно говорить, а тем более на грузовиках? Тут бы для обычных автомобилей сделать качественные дороги, а потом уже браться за гоночные трассы. Однако 22 марта 2007 г. по инициативе ОАО "Дорогобужкотломаш" началось строительство трассы для гонок на грузовиках рядом с п. Верхнеднепровский в Смоленской области, которому было присвоено название "Смоленское кольцо". 7 августа "Смоленское кольцо" было официально открыто 1-ым этапом чемпионата Европы Truck Battle Russia в России.
На сегодняшний день "Смоленское кольцо" - гоночная кольцевая трасса международного уровня. Длина автотрассы - 3357 м, ширина - 12-15 м. Самая длинная прямая протяженностью в 575 м. Общая площадь "Смоленского кольца" равняется 23,4 га (паддок - 10 800 м2). Кольцо имеет 13 поворотов (левых - 5, правых - 8). Самая большая скорость, с которой грузовики могут "летать" по "Смоленскому кольцу" - 241 км/ч.
К слову, первые гонки грузовиков начали проходить с середины 70-х г. Однажды водители автопоездов, транспортирующие болиды и амуницию "Формулы-1", после соревнований решили повеселиться и, отцепив полуприцепы, погоняли по трассе. Это и подало идею для организации гонок на грузовиках. Официальной датой начала Truck Racing считается 1984 г. Впервые Россия в лице Михаила Львова приняла участие в чемпионате Европы по гонкам на грузовиках в 1987 году.
Так вот ты какой, спортивный тягач?
Когда впервые видишь, как многотонные машины развивают максимальную скорость и влетают в поворот, захватывает дух. Так чем же гоночные грузовики отличаются от привычных нам фур?
Как и обычный грузовик, спортивный имеет стандартную кабину и продольные элементы шасси. Однако кабина и шасси должны быть от одной модели грузовика. На панели управления в кабине находятся все необходимые кнопки (регулировка баланса и давления тормозов, переключение вентиляторов и т.д.), которые используются для увеличения потенциала машины во время гонки. Грузовики также оснащены многофункциональным дисплеем, на котором отображаются показатели температуры воды, тормозов, обороты двигателя и т.д.
Кабина гоночного грузовика имеет 2 кресла с 4-хточечными ремнями безопасности. Одно кресло занимает водитель, а во второе можно усадить журналиста, фото- или видеооператора, которые на личном опыте смогут ощутить, что такое гоночный грузовик и скорость.
Для того чтобы минимизировать травматизм при столкновениях во время гонок, кабина оборудована каркасом. Диаметр трубы каркаса безопасности - 70 мм. Толщина стен - 2,5 мм. По мнению Международной автомобильной федерации, чемпионат Европы по Truck Racing является самой безопасной серией гонок. Ключевое отличие спортивного грузовика от обычного - наличие подрамника, который укрепляет раму и убирает момент скручивания, при этом гораздо точнее можно работать с настройками подвески.
Объем двигателя в спортивных грузовиках ограничен - 13 л. Чтобы увеличить мощность, меняют систему впрыска, поршневую группу и устанавливают другую турбину. Многие используют повышенную подачу топлива, из-за чего появляется черный дым. Хотя это влечет за собой предупреждение, и если проблему не решить, участника могут просто снять с гонок. Бороться с черным дымом помогает глушитель.
Самое интересное изменение, свойственное только автомобилям в гонках Truck Racing, - система охлаждения тормозов. При перегреве тормозов по сигналу компьютера на разгоряченные тормозные диски впрыскивается вода. Кстати, пилот это может сделать принудительно, если чувствует, что во время гонок тормозная система не справляется с нагрузкой. Эту систему можно увидеть в действии во время соревнований, когда от колес начинает идти пар.
"Смоленское кольцо", или Как проходил Truck Battle Russia 2013
С 27 по 28 июля на "Смоленском кольце" состоялся 6 этап чемпионата Европы по гонкам на грузовиках: 2 заезда прошли в субботу и еще 2 - в воскресенье.
Первый гоночный день собрал на "Смоленском кольце" большое количество зрителей. Уже в первом заезде на выходе из 1-ого поворота главных фаворитов (немца Йохена Хана и испанца Антонио Альбасете) вместе с другими пилотами обошел венгр Норберт Кишш, который смог удержать лидирующую позицию до самого финиша.
Во втором заезде первым стал Маркус Безигер, у которого на хвосте всю гонку "просидел" Йохен Хан. Немец, демонстрируя свое мастерство, с 6 позиции прорвался на 2-ую. 3-м во втором заезде стал Мика Мякинен. Антонио Альбасете финишировал всего 6-м. Российский пилот Юрий Егоров финишировал в двух заездах 11-м.
Второй день гонок на "Смоленском кольце" был не менее насыщенным. Один из заездов многим запомнился крупной аварией. В первом повороте Адам Лацко (представитель Чехии) из-за неполадок в тормозной системе врезался в грузовик Норберта Кишша. В результате аварии Адам и Норби выбыли из 1-го заезда и не смогли поучаствовать во 2-м.
Еще одним напряженным моментом гонок стал финиш Антонио Альбасете и Давида Вршецки. Оба пилота показали одинаковое время вплоть до тысячной доли секунды! Однако Альбасете установил показатель быстрее, что позволило ему получить поул-позицию (наиболее выгодная позиция машины, которую занимает гонщик по итогам квалификации).
По итогам гонок трехкратный чемпион Европы и лидер нынешнего первенства Антонио Альбасете одержал 5 победу на "Смоленском кольце". Его главный соперник Йохен Хан получил "бронзу". Вторым стал Давид Вршецки.
В 4-ом заезде гонок по правилу реверсивного формирования стартовой решетки (победитель первой гонки стартует 6-м, пилот, занявший второе место - 5-м и т.д.) с первой линии стартовали Мика Мякинен и Бенедек Майор, которые удержали свои позиции и финишировали первыми. Кстати, 2-й день Truck Battle Russia на "Смоленском кольце" принес успех и Юрию Егорову, который дважды финишировал девятым.
По итогам чемпионата, проходившего на "Смоленском кольце" победителями стали Норберт Кишш, Маркус Безигер, Антонио Альбасете и Мика Мякинен.
"Смоленское кольцо": трек-дни
Когда официальные спортивные соревнования не проходят, любой автовладелец при желании может погонять по трассе "Смоленского кольца", чтобы попробовать свои силы и узнать на что способна его "малышка". Трек-дни на "Смоленском кольце" помогают ощутить владельцам грузовых автомобилей ту большую разницу, которая возникает при управлении машиной на гоночной трассе. Ведь одно дело гоночное пилотирование и совсем другое - ежедневное вождение автомобиля в городских условиях.