Универсальные критерии
Источник фото: lukoil-masla.ru
Требования к маслам, применяемым в машинах КАМАЗ, традиционно указываются в Информационном письме Научно-технического центра (НТЦ) КАМАЗ. Этот документ предназначен для транспортных организаций, эксплуатирующих технику КАМАЗ, и дилеров автозавода. Непосредственно для двигателей КАМАЗ (без учёта силовых установок Cummins, Daimler или Weichai) в список «согласованных» моторных масел входит порядка 30 марок смазочных материалов отечественных и иностранных производителей. Один из производителей масел, представленных здесь, — ЛУКОЙЛ.
У ЛУКОЙЛа давняя история сотрудничества с КАМАЗом. В 2007 году моторные масла ЛУКОЙЛ, разработанные по международным отраслевым спецификациям, впервые были поставлены на автозавод для конвейерной заливки в новые двигатели, а также были официально включены в конструкторскую и технологическую документацию крупнейшего российского производителя грузовиков. И на тот момент, и сегодня в ассортименте ЛУКОЙЛа — широкий спектр масел для всех модификаций КАМАЗов.
*По данным АВТОСТАТа за 2022 год, Камский автозавод удерживает позиции лидера большегрузного автопарка РФ. Около 27% тяжёлых грузовиков в России — КАМАЗы. В различных комплектациях они оснащены двигателями КАМАЗ, Cummins, Daimler или Weichai.
Источник фото: shutterstock.com
Основная масса КАМАЗов на дорогах России оснащена собственными двигателями экологического класса Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Универсальный выбор для большинства грузовых автомобилей в России как импортных, так и отечественных марок, — это масла, соответствующие международному стандарту API CI-4. Такие смазочные материалы можно использовать в двигателях Евро-4 и Евро-5, не оборудованных сажевыми фильтрами (DPF), а также в более старой технике, которой предписывались масла категорий API CH-4, API CF-4 и ГОСТ.
В линейке смазочных материалов ЛУКОЙЛ к категории API CI-4 прежде всего относятся полнозольные (Full SAPS) моторные масла LUKOIL AVANTGARDE ULTRA и AVANTGARDE PROFESSIONAL. Большинство этих масел имеют интервал замены в пределах 250–500 мото-часов (в зависимости от интенсивности эксплуатации техники и условий работы — дорожных условий, качества топлива, особенностей климата, вида и режима выполняемых машиной работ и т.п.). При этом флагманские продукты серии AVANTGARDE PROFESSIONAL (5W-30, 10W-40, M6 10W-40) обладают потенциалом для увеличения сервисного интервала до 1 000 мото-часов.
Для двигателей КАМАЗ
Дизельный двигатель КАМАЗ V8 Евро-2 и Евро-3 | |
Класс масла API CF 4 и выше | AVANTGARDE 20W-50, 15W-40, 10W-40, 10W-30 и масла для двигателей V8 Евро-3, Евро-4, Евро-5 |
Дизельный двигатель КАМАЗ V8 Евро-3 и Евро-4 | |
Класс масла API CF 4 и выше | AVANTGARDE 20W-50, 15W-40, 10W-40, 10W-30 и масла для двигателей V8 Евро-3, Евро-4, Евро-5 |
Дизельный двигатель КАМАЗ V8 Евро-4 и Евро-5 | |
Класс масла API CI-4 | AVANTGARDE ULTRA 20W-50, 15W-40, 10W-30, 5W-40 |
Дизельный двигатель КАМАЗ Р6 Евро-5 | |
Класс масла ACEA E4/E7 | AVANTGARDE PROFESSIONAL 5W-30, 10W-40 |
Газовые двигатели КАМАЗ V8 | |
Эксплуатационные показатели масел, внесённые в Информационное письмо НТЦ КАМАЗ | AVANTGARDE CNG LA 15W-40 |
Отдельного упоминания заслуживают разработки ЛУКОЙЛа для газовых двигателей, в частности, LUKOIL AVANTGARDE CNG LA. Последнее создавалось согласно стандарту Cummins (CES 20074), широко применяемого для газовых автомобильных двигателей. В «газифицированных» КАМАЗах уже есть положительный опыт его применения. В пользу таких двигателей — их долговечность и экономичность (расход топлива до 50% ниже, чем у дизелей).
Для двигателей CUMMINS в машинах КАМАЗ
Источник фото: lukoil-masla.ru
До 2022 года около 20% грузовиков КАМАЗ сходило с конвейера с дизельными двигателями Cummins класса Евро-3, Евро-4, Евро-5 и Евро-6. Для них подходят смазочные материалы, производимые по спецификациям американского автоконцерна: CES 20078 (сходные отраслевые спецификации — API CI-4 и API CI-4 PLUS) и CES 20081 (близкий стандарт-аналог — API CJ-4). Ниже представлены соответствующие масла ЛУКОЙЛ.
Дизельные двигатели CUMMINS Евро-3, Евро-4, Евро-5 | |
Спецификация масла CES 20078 | AVANTGARDE PROFESSIONAL M5 10W-40 AVANTGARDE ULTRA PLUS 10W-40 AVANTGARDE ULTRA M3 15W-40 |
Дизельные двигатели CUMMINS Евро-6 | |
CES 20081 | AVANTGARDE PROFESSIONAL LA 10W-40, 15W-40 AVANTGARDE PROFESSIONAL LE 10W-40 |
Ранее Грузовой.ру уже делал обзор линейки LUKOIL AVANTGARDE c подробным описанием специфики различных групп этих моторных масел. Заметим, что с тех пор ЛУКОЙЛ сделал «апгрейд» формулы масла AVANTGARDE PROFESSIONAL LA (подходит дизельным двигателям Euro-6 широкого круга автопроизводителей, в том числе Cummins). От уровня API CJ-4 это масло эволюционировало до самого современного универсального «грузового» (CVL) стандарта Американского института нефти — API CK-4.
Масла уровня API CK-4 создавались с учётом особенностей двигателей, выпущенных после 2017 года, «заточенных» под современные требования по выбросам токсичных веществ (EPA Tier-4) и парниковых газов (GHG). Нормативы API CK-4 предполагают работу на топливе с содержанием серы до 15 ppm. При этом они отлично работают и в «менее экологичных» грузовиках, которым были предписаны масла более ранних спецификаций. Для сравнения, смазочные материалы другой, наиболее прогрессивной CVL-категории API FA-4, в большей степени ориентированы на топливную экономичность. Они не подходят тем двигателям коммерческого транспорта, для которых рекомендованы масла более «зрелых» стандартов.
Для двигателей DAIMLER в машинах КАМАЗ
Одни из главных ориентиров для производителей масел — спецификации Mercedes-Benz (MB). Для двигателей концерна Daimler, которыми до 2022 года оснащались шесть модификаций КАМАЗов, наилучшим образом подходят несколько видов масел премиальной линейки AVANTGARDE PROFESSIONAL.
Дизельные и газодизельные двигатели DAIMLER Евро-3, Евро-5 | |
Спецификация масла MB 228.5 | AVANTGARDE PROFESSIONAL 5W-30, 10W-40 AVANTGARDE PROFESSIONAL М6 10W-40 |
Газовые двигатели DAIMLER Евро-5 | |
MB 228.51 | AVANTGARDE PROFESSIONAL 5W-30, 10W-40 AVANTGARDE PROFESSIONAL LS5 5W-30, 10W-40 |
MB 228.52 | AVANTGARDE PROFESSIONAL XLE 5W-30, 10W-40 |
ЛУКОЙЛ внимательно следил за развитием стандартов MB, учитывая их при разработке смазочных материалов. Относительно недавний пример тому — разработка компанией в 2018–2019 гг. AVANTGARDE PROFESSIONAL XLE 10W-40, первого в мире масла, полностью соответствовавшего на тот момент спецификации Mercedes-Benz 228.52.
Для двигателей WEICHAI в машинах КАМАЗ
Источник фото: lukoil-masla.ru
В обозримой перспективе все шансы стать основным поставщиком импортных моторов для КАМАЗов имеет Weichai Power, крупнейший китайский производитель двигателей. СП КАМАЗа и Weichai (КАМАЗ Вейчай) выпускает большой спектр дизельных и газовых силовых установок не только для грузовых автомобилей, но и судов, локомотивов и электростанций. В китайских автомобильных дизелях хорошо работает широкий выбор «синтетики» AVANTGARDE PROFESSIONAL и полусинтетических масел AVANTGARDE ULTRA. В части требований к маслам для газовых двигателей Weichai опирается на стандарты Cummins для газовых моторов и показатели масла: спецификацию API, зольность и вязкость.
Дизельные двигатели WEICHAI Евро-5 | |
Спецификация масла API CI-4 и выше | AVANTGARDE PROFESSIONAL LE 5W-30 AVANTGARDE PROFESSIONAL LA 10W-40, 10W-30 AVANTGARDE PROFESSIONAL 5W-30, 10W-40 AVANTGARDE PROFESSIONAL М6 10W-40 AVANTGARDE PROFESSIONAL М5 10W-40 AVANTGARDE ULTRA PLUS 10W-40 AVANTGARDE ULTRA 15W-40 |
Газовые двигатели WEICHAI Евро-5 | |
CES 20074 | AVANTGARDE CNG LA 15W-40 |
Малозольные масла | ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ XLE 10W-40 ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ LE 10W-40 |
Подводя итог, отметим, что масла ЛУКОЙЛ за последние 15 лет отметились в картах смазки не только отечественных автозаводов, но и большинства ведущих мировых производителей коммерческих автомобилей. Ассортимент российской компании сегодня учитывает требования к маслам уже более 350 ведущих автомобильных и индустриальных гигантов, а также международных отраслевых организаций.