Для начала стоит понять, что все моторные масла схожи по своему составу. Моторное масло состоит из базового масла, которого обычно содержится около восьмидесяти процентов. Остальные 20 процентов в разном соотношении занимают модификаторы вязкости и присадки. Масло бывает минеральным, частично или полностью синтетическим.
Синтетика подходит для суровых условий эксплуатации, а именно, в морозы. Его свойства позволяют менять его реже. Кроме того, такое масло считается более экологичным. Но в тоже время стоит оно значительно дороже "минералки", да и свойства эфиров, входящих в состав масла, делают синтетику менее устойчивой к воде.
Можно сказать, что именно присадки делают масло исключительным, влияют на его свойства. Так, даже одинаковые по допуску и классу масла разных компаний могут иметь отличающийся состав и, соответственно, разные свойства.
Некоторые автовладельцы считают, что в масло можно самостоятельно добавлять присадки, которые сейчас легко купить в сухом виде. Но это всегда риск, причем риск не только испортить масло, но и вывести из строя свой автомобиль. Поэтому производители не рекомендуют такой способ улучшения моторного масла.
Источник фото: dev.ravta.ruИменно присадки делают масло исключительным, влияют на его свойства
Важно соблюсти все инструкции
Каждый завод изготовитель указывает допуски, по которым осуществляется подбор масла для конкретной модели силового агрегата. Сами допуски разработаны производителем техники либо по стандартам ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) либо API (Американский институт нефти). Несмотря на то, что подобные организации являются независимыми, между их рекомендациями можно провести условную параллель, опирающуюся на экологичность, экономичность и технологичность масла. Современная технология производства моторных масел опирается на ограничение пакетов присадок с позиции допустимого уровня содержания серы, фосфора и зольности (SAPS).
Соединения серы и фосфора добавляются в масло в качестве основных противоизносных присадок. Однако минусами содержания данных соединений в масле являются ухудшение процесса нейтрализации вредных веществ и уменьшение экологичности двигателя.
Сульфатная зольность - вещество, остающееся после сгорания масла на стенках цилиндров. В составе этого вещества содержатся металлы, которые придают антиокислительные и антикоррозийные свойства моторному маслу. И именно это вещество забивает соты сажевого фильтра, ухудшая его пропускную способность и тягово-скоростные показатели двигателя.
Классификация моторных масел по ACEA:
Классификация по вязкости
В стандарте SAE описаны классы вязкости. Вязкость масла влияет на его физические свойства. Так, если в мотор будет залито слишком жидкое масло, то возможен разрыв масляной пленки во время работы, и детали будут соприкасаться. Если же оно будет слишком густым, то система будет тратить дополнительное усилие на прокачку масла. А это не принесет вам ничего хорошего, кроме преждевременного износа дизеля.
Источник фото: newsworldcar.ruКаждому двигателю соответствует свой класс моторного масла
Стандарт SAE выделяет несколько классов вязкости (W) - 0, 5, 10, 15, 20, 25. Это "зимние" классы. Очень важно соблюдать инструкцию в этом вопросе, ведь ошибка может стоить очень больших денег. Зимние масла соответствуют тем необходимым качествам, которыми должно обладать масло в морозы. SAE устанавливает стандарты вязкости и для рабочих температур. Летние классы обозначаются цифрами 20, 30, 40, 50, 60. Современные производители предлагают всесезонные масла, которые пользуются популярностью в РФ. В грузовом транспорте распространены классы вязкости SAE 10W-40 и SAE 15W-40.
Замена масла
Понять, когда необходимо поменять масло, можно, если взглянуть на количество пройденных километров. Производители грузовиков указывают предполагаемые интервалы замены масла в двигателе. Чаще всего это цифра варьируется в пределах 6-10 тыс. км. Однако если нагрузка на двигатель высокая, то масло желательно менять каждые 5 тыс. км.
Источник фото: avtohata.netРабота двигателя напрямую зависит от качества моторного масла
Если вы собрались в дальнюю дорогу, то позаботьтесь о наличие канистры с маслом, чтобы можно было долить его в случае необходимости. Также помните, что грузовик, тянущий большой груз, будет расходовать больше масла, а интервалы, между заменой масла будут неминуемо сокращаться. Если под рукой у вас оказалось моторное масло, которое не подходит для конкретного дизельного мотора, а панель приборов показала критический уровень масла, то залить можно любое. Но при первой же возможности нужно будет заменить масло, так как смешивать масла не рекомендуется.