ГлавнаяНовости и обзоры → Активный рост или первая фаза восстановления? Данные о продажах, господдержке и локализации
12 марта 2019

Активный рост или первая фаза восстановления? Данные о продажах, господдержке и локализации

В данном материале мы постарались собрать основные сведения о рынке коммерческого транспорта в 2018-2019 годах

Что сегодня влияет на продажи?

Господдержка сокращается

Источник фото: gruzovoy.ru

По данным Минпромторга, за последние пять лет объемы помощи автомобилестроению сократились в пять раз: власти говорят о росте на рынке и постепенном переходе к стандартным рыночным условиям. Тем более что, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, объемы господдержки местных производителей в пять раз превышают поступления в бюджет от них. Однако при оценке текущего состояния отрасли мнения у правительства и поставщиков техники расходятся. По утверждениям продавцов, рынок все еще находится в фазе восстановления и докризисные результаты еще и близко не достигнуты.

Несмотря на существующие противоречия, в 2019 году производителям придется работать по-новому. Уже известно, что госсподержка спроса на автомобили (в частности, речь идет об автолизинге и автокредитовании) не превысит 10,4 млрд. Более того, изначально рассматривался вариант в принципе не продлевать на текущий год действие существующих программ, в число которых входят "Русский тягач" и "Свое дело". Для сравнения: в 2018 году на эти цели было направлено 30,4 млрд руб. По мнению экспертов, сокращение размеров финансирования в первую очередь скажется на сегменте коммерческого транспорта, а выделенные средства могут быть исчерпаны уже по итогам первого квартала.

Споры о локализации

Источник фото: gruzovoy.ru

Еще один вопрос, по поводу которого продолжаются споры, - расширение местного производства. Тем более что локализация и льготные условия работы находятся в непосредственной связи между собой. Как показывает статистика, большинство реализуемых сегодня машин выпускаются непосредственно в России, но локализация при этом не превышает 40% (данные агентства "АСМ-холдинг"). И это несмотря на то, что речь о 60% шла еще в 2012 году. В связи с нестабильной ситуацией на рынке власти впоследствии пошли навстречу машиностроителям, и переходный период растянулся во времени. Как итог, привлечь в страну необходимое количество производителей компонентов (в частности, двигателей и коробок передач) до сих пор не удалось.

В свою очередь при разговоре с производителями зачастую журналисты слышат мнение, что они не против использовать компоненты российской сборки. Но есть несколько но. Во-первых, существует проблема несоответствия продукции местных заводов корпоративным требованиям по качеству, утвержденным зарубежными брендами. Во-вторых, компаниям далеко не всегда выгодно развивать в России собственное производство сразу нескольких групп комплектующих (например, более целесообразно увеличить выпуск двигателей вместо параллельной организации сборки коробок передач). На первый план здесь выходит экономическая целесообразность.

Источник фото: gruzovoy.ru

Если же вернутся к разговору о льготах, то сами условия их предоставления постоянно меняются. Непосредственная поддержка в настоящий момент осуществляется посредством механизма промышленных субсидий, который неофициально называют компенсацией утильсбора (предполагает подписание специнвестконтрактов - СПИКов). В этом году осуществляется переход от СПИК к СПИК 2.0, и нет уверенности, что вторая версия контрактов будет распространена на автомобилестроение: пока речь идет только о локализации отсутствующих в РФ технологий. В связи с этим ряд компаний, еще не подписавших СПИК 1.0 и продолжающих работать по заключаемым до 2015 года менее строгим соглашениям о промсборке, выразили намерение сделать это. Те, кто успеет "запрыгнуть в последний вагон", получат налоговые льготы сроком на 10 лет. Отметим, что по СПИК уже работают такие компании, как Daimler, "Группа ГАЗ", Hyundai, планируют подписать Volvo Trucks, Peugeot и Citroen (PSA), "Автотор", Ford Sollers.

Дополнительно стоит вспомнить о позиции ФАС: после того, как ряд производителей стали организовывать консорциумы для коллективного подписания СПИКов, ведомство высказалось против этого. Руководители автокомпаний, в свою очередь, критикуют данный инструмент господдержки за непрозрачность и слишком жесткие требования.

НДС и инвестиционные проекты

Источник фото: gruzovoy.ru

Непосредственное влияние на рынок оказывает повышение таможенных пошлин, акцизов и налогов. Так, с 1 января был повышен НДС (теперь он составляет 20%), и, как показывает практика, рост цен на товары не всегда происходит сразу, а может растянуться во времени.

К негативным фактам можно отнести и то, что в 2018 году были завершены крупные инвестпроекты (Керченский мост, ЧМ-2018), поддерживающие продажи техники, и в настоящий момент рынок только ждет известий о старте следующих. А дополнительным стимулом к наращиванию объемов поставок может стать, например, ограничение предельного возраста эксплуатации коммерческой техники (в пользу этого высказываются ряд экспертов).

Сколько произвели и сколько продали?

Теперь приведем конкретные цифры. При подведении итогов 2018 года мы будем преимущественно опираться на данные агентств "АСМ-холдинг" и "Автостат Инфо". И сразу отметим, что к концу 2018 года наблюдалось снижение темпов роста рынка.

Грузовики: доля отечественной техники сокращается

Источник фото: gruzovoy.ru

Статистика по объемам производства грузовиков приводится с учетом моделей категории N1 (масса менее 3,5 т). Всего в 2018 году грузового транспорта было выпущено меньше на 2,6%, чем в 2017: 156,7 тыс. против 160,8 тыс. шт. Если же говорить только о российских марках, падение оказалось еще более значительным: -3,5%, 127,4 тыс. шт. При этом иностранные бренды нарастили производство на 1,6% (29,3 тыс. шт.), а их доля в общем объеме производства выросла с 17,9% до 18,7%.

Теперь о продажах. Здесь отдельно доступны данные по отгрузкам с местных заводов и по общим объемам поставок грузовиков (категория N1 при этом не упоминается). Результат в первом случае - 157,1 тыс. шт., -0,1%. Во втором отчете говорится о 80 702 шт., +3%: спрос на иномарки увеличился на 7,5%, на российскую продукцию - снизился на 1% (их доля сократилась до 51,5%).

Прогноз на 2019 год - улучшение показателей примерно на 5%.

Продажи новых грузовых автомобилей по брендам


Продажи новых грузовых автомобилей по видам и типам

LCV: разрыв между производством и продажами увеличился

За 12 месяцев прошлого года произошел рост производства легких коммерческих автомобилей на 7,7%, всего было выпущено 131,8 тыс. машин против 122,3 тыс. в 2017-м.

Но, как известно, мало что-то произвести, нужно это еще и продать. В течение года на российском рынке было реализовано 105 379 LCV (-0,7%), из которых 68 709 единиц - отечественной сборки, а 36 670 - зарубежной. При этом в сегменте импортной техники произошел рост продаж на 16,6%, в то время как поставки продукции местных предприятий сократились на 8%.

По прогнозам "АСМ-холдинг", в 2019 году может произойти рост поставок на 3-5%.

Продажи новых LCV (включая категории N1 и M2)

Автобусы: в 2018 - плюс, в 2019 ожидается минус

В случае с автобусами статистика производства и продаж также приводится с учетом разных категорий техники. Выпуск (включая автобусы М2): 47,8 тыс., +12,5% в сравнении с 42,5 тыс. в 2017-м. Отгрузки с заводов: 47,2 тыс. шт., +11,4%. Продажи (кроме М2): 14 119, +16,6%.

Дополнительно отметим, что большая часть в общем объеме производства - это российские марки (38,9 тыс. шт.), их доля в сравнении с прошлым годом увеличилась.

В 2019 году в "АСМ-холдинг" ожидают падения объемов на 10-15%.

Продажи новых автобусов

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 0
Нам очень важно ваше мнение
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться