Май 16

НРАВСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

НРАВСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ — способности к деятельности и межличностным отношениям, соответствующим нравственным нормам.

НРАВСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ формируются и развиваются в процессе воспитания и нравственного опыта личности.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НРАВСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ отключены
Май 16

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — совокупность норм, регулирующих поведение человека в обществе, коллективе, ее взаимоотношения с обществом и другими людьми.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ отключены
Май 16

НОРМЫ ПРАВОВЫЕ

НОРМЫ ПРАВОВЫЕ — вид социальных норм, устанавливаемых законом и определяющих обязанности и права личности и регулирующих в соответствии с ними и социальным статусом личности ее поступки и поведение.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НОРМЫ ПРАВОВЫЕ отключены
Май 16

НОРМЫ НРАВСТВЕННЫЕ

НОРМЫ НРАВСТВЕННЫЕ — вид социальных норм, регулирующих нравственное поведение и взаимоотношения людей.

Служат основанием оценки их поступков.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НОРМЫ НРАВСТВЕННЫЕ отключены
Май 16

НЕСПОСОБНОСТЬ

НЕСПОСОБНОСТЬ — свойство личности как
определенная ее динамическая функциональная структура, не
соответствующая требованиям данной деятельности.

В структуру личности при НЕСПОСОБНОСТИ входят относительные (могут компенсироваться) и абсолютные (некомпенсируемые) противопоказания к данной деятельности.

Синоним (неточный) — отсутствие способностей.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕСПОСОБНОСТЬ отключены
Май 16

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — свойство психических явлений, в структуру которых в отличие от подобных им, но произвольных воля не входит.

Напр.: НЕПРОИЗВАОЛЬНОЕ внимание, НЕПРОИЗВАОЛЬНОЕ действие, НЕПРОИЗВАОЛЬНЫЙ образ, НЕПРОИЗВАОЛЬНАЯ память.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ отключены
Май 16

НЕОСОЗНАННОЕ

НЕОСОЗНАННОЕ — психические явления как проявление неотчетливого и смутного уровня ясности сознания.

Современный психологический термин, уточнивший устаревший — подсознание и устаревающий — бессознательное.

Напр.: автоматизмы, автоматизированные и импульсивные
действия.

Наиболее общей классификацией НЕОСОЗНАННОЕ является выделение следующих; видов явлений:

  • неподнявшееся до минимума уровня ясности сознания — осознанности, но имеющее тенденцию подняться;
  • психическое, бывшее осознанным и ставшее НЕОСОЗНАННОЕ; психопатологическое нарушение сознания.

Если НЕОСОЗНАННОЕ содержит компонент субъективного, оно уже (или еще) психическое явление.

Но НЕОСОЗНАННОЕ, которое потеряло компонент субъективного (напр., навык, ставший автоматизмом) или не приобрело его (напр., субсенсорные рефлексы),— это не психическое, а физиологическое явление.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕОСОЗНАННОЕ отключены
Май 16

НЕНАВИСТЬ

НЕНАВИСТЬ — чувство, включающее отрицательную оценку его объекта и стремление причинить ему вред.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕНАВИСТЬ отключены
Май 16

НЕМГНОВЕННЫЙ ИНСАЙТ

НЕМГНОВЕННЫЙ ИНСАЙТ — термин и понятие, введенные А. В. Брушлинским: вид инсайта, который меняет направление прогнозирования мысли постепенно, а не одномоментно.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕМГНОВЕННЫЙ ИНСАЙТ отключены
Май 16

НЕЛЬЗЯ!

«НЕЛЬЗЯ!» — нравственная привычка, являющаяся основным мотивом, тормозящим в борьбе мотивов другие и потому в качестве психологического барьера обеспечивающим соблюдение нравственных норм и закона.

Поэтому очень важно воспитание с детства этой привычки. Как всякая привычка, НЕЛЬЗЯ! формируется при участии эмоций, основная из которых — осуждение поступка теми, мнение которых ценит его совершающий.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕЛЬЗЯ! отключены
Май 16

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — понятие и термин, введенные в науку И. П. Павловым как открытое и физиологически изученное процессуальное в привычках и навыках.

В докладе «Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга» на Психологическом конгрессе в 1932 г. он говорил:
«…точные постоянные эффекты раздражителей в системе могут
получиться всего легче и скорее только при одних и тех же промежутках между раздражителями, притом же применяемые в строго определенном порядке, т. е. при внешнем стереотипе.

В окончательном результате получается динамический стереотип, т. е. слаженная, уравновешенная система внутренних процессов. Образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой» (Поли. собр. соч. М.— Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 240—241).

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП отключены
Май 16

НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ

НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ в психологическом эксперименте — изменение условий, вводимое в эксперимент и влияющее на зависимую переменную, способствуя раскрытию ее сущности.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ отключены
Май 16

НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ — свойство личности как нежелание выполнять социальные нормы поведения, являющееся иногда проявлением негативизма, но чаще недостатком воспитания как проявление отсутствия волевых навыков.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ отключены
Май 16

НЕГАТИВИЗМ

НЕГАТИВИЗМ (лат. negativus — отрицательный) — понятие
возрастной психологии: свойственное некоторым детям дошкольного возраста, иногда и подросткам противодействие
любому внешнему воздействию в разных формах — от застенчивости до «поступков наоборот».

В патопсихологии — симптом заболевания воли или характера.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕГАТИВИЗМ отключены
Май 16

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ — расстройство внимания, которое имеет три основных типа:

  • рассеянность как легко непроизвольно переключаемое малоинтенсивное внимание;
  • высокоинтенсивное, но внутринаправленное на свои мысли и чувства и потому трудно переключаемое на внешние воздействия внимания;
  • быстро истощаемое и теряющее интенсивность внимание.
Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ отключены
Май 16

НАЧИТАННОСТЬ

НАЧИТАННОСТЬ — свойство личности читателя как наличие у него знаний, полученных в результате чтения.

Различают НАЧИТАННОСТЬ общую, в определенной области знания, в художественной литературе.

НАЧИТАННОСТЬ акцентирует способ получения эрудиции, хотя может и не приводить к ней.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НАЧИТАННОСТЬ отключены
Май 16

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники.

В условиях развитого социализма НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА укрепляя единство интересов личности, коллектива й общества, способствует росту производительности труда, совершенствованию его организации, превращению труда в первую жизненную потребность личности.

Аббревиатура — НОТ.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА отключены
Май 14

НАСТОЙЧИВОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ — положительное волевое свойство личности, а иногда и характера, проявляющееся в упорном достижении сознательно поставленной цели, содержание которой определяет моральный уровень личности и отличие НАСТОЙЧИВОСТЬ от упрямства.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НАСТОЙЧИВОСТЬ отключены
Май 14

НАСТАВНИЧЕСТВО

НАСТАВНИЧЕСТВО — форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением.

Психологически НАСТАВНИЧЕСТВО — это доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи НАСТАВНИЧЕСТВО отключены