И если эти "усовершенствования" с натяжкой можно назвать стайлингом авто, то существовали и доработки, которые повышали технические характеристики авто, так называемый функциональный тюнинг. Это были тормозная жидкость в фарах (чтобы не запотевали) и пружины в подвеске для увеличения клиренса от чего автомобиль выглядел агрессивно с приподнятой задней осью. Сейчас о такой "красоте" можно только с ностальгией вспоминать. В данной статье пойдёт речь о современном тюнинге грузовиков.
Для начала стоит уточнить терминологию. При слове "тюнинг" у нас перед глазами обычно всплывают картины огромных дисков, обвесов, подсветки днища, наклеек на капоте и крыльях в виде языков пламени, большой сабвуфер с усилителем и тому подобное. Но это скорее стайлинг, желание владельца автомобиля внешне выделить свою машину среди дорожного однообразия, придать ей индивидуальности и стиля.
На самом деле, тюнинг в своём изначальном понятии - это самостоятельная доработка автомобиля в целях устранения заводских огрех (увеличение мощности двигателя, улучшение тормозов, подвески и других деталей по желанию). Кому, как ни водителю грузовика, который, порой проводит в кабине сутки, а то и более, не быть заинтересованным в том, чтобы его машина была более комфортной, мощной и быстрой.
Функциональный тюнинг грузовиков
Американские дальнобойщики безоговорочно признаются самыми продвинутыми в вопросе тюнинга своих грузовиков. Но их успех заключается в том, что в Америке нет законов, ограничивающих длину транспорта, его величину и внутреннее наполнение, а значит, и простор для тюнинга. Поэтому американцы перестраивают кабины, узлы, трансмиссию своих грузовиков, дополняют их всевозможными акустическими системами, кондиционерами и прочими удобствами. В сети можно натолкнуться на фото и видео тюнингованных грузовиков, владельцы которых переоборудовали их практически полностью.
В странах Европы (в России в том числе) на функциональный тюнинг грузовиков полно ограничений. В первую очередь это связано с тем, что любая переделка - это нарушение модельного ряда производителя. Иными словами, самостоятельно увеличив объём топливных баков своего автомобиля и избавившись от катализаторов, урезающих мощность двигателя, можно приобрести серьёзные проблемы на таможне. Ведь технические характеристики по техпаспорту не совпадут с реальными. К тому же, любые вмешательства в конструкцию автомобиля увеличивают риск его неожиданной поломки.
Поэтому самым популярным тюнингом грузовика является функциональный тюнинг, выполненный заводами-изготовителями грузовиков или по их лицензии. Это выгодно ещё и тем, что на такие доработки имеются все документы, распространяется гарантийное и сервисное обслуживание.
Так какой же тюнинг предлагают производители грузовиков, встречающихся на российском рынке?
- Навигационная система. Для международных поездок - это просто незаменимая вещь. Стандартная комплектация предусматривает большую базу дорожных карт, функцию прокладки оптимального маршрута. Если навигационная система интерактивна, то у водителя появляется возможность узнать о пробках и заторах на дороге.
- Система курсовой устойчивости. Постоянно сверяет команды водителя (рулевое управление) с фактическим направлением движения. При необходимости снижает мощность двигателя, кратковременно включает тормоза одного или двух колёс.
- Кондиционер или автоматический климат-контроль.
- Автономный отопитель кабины (стояночный отопитель) и стояночный отопитель двигателя.
- Моторный тормоз, он же ретардер, делает движение под уклон безопасным и позволяет снять нагрузку с рабочих тормозов.
- Замена всех галогеновых фар на ксеноновые. Установка противотуманных фар. Электрокорректор угла наклона фар.
- Установка мощных радиостанций с большим радиусом действия.
- Противоугонная система c функцией GPS-позиционирования.
- Адаптивный круиз-контроль. Система, контролирующая расстояние до идущего впереди автомобиля и имеющая доступ к педалям газа и тормоза. Она позволяет снять напряжение с водителя и экономить топливо.
- Предупреждающая система о покидании полосы.
- Парковочный радар.
- Камера заднего вида.
- Сиденья на пневмоподвеске или с подогревом.
- Омыватель фар.
- Центральный замок.
- Установка люка в кабинах, в которых не предусмотрен климат-контроль.
- Сейф в кабине.
- Дополнительные спойлера для лучшей обтекаемости, а, следовательно, и экономии топлива.
- Зеркала и стёкла с электроприводом и подогревом.
- Наружный солнцезащитный козырёк.
- Проблесковые маячки для грузовиков, транспортирующих тяжёлые негабаритные грузы.
- Электропривод для подъёма кабины.
- Многофункциональный руль с кнопками быстрого управления.
- Автоматические датчики дождя, света или тумана.
Внешний тюнинг грузовиков (стайлинг)
Было бы несправедливо не упомянуть в статье о стайлинге. Водители вкладывают во внешний тюнинг своих рабочих "лошадок" очень большие деньги только для того, чтобы их автомобиль был не таким как все.
Кроме упомянутых выше обтекателей и спойлеров, являющихся одновременно и внешним и функциональным тюнингом грузовиков, практикуется нанесение защитных лакокрасочных покрытий, которые препятствуют налипанию грязи на кузов грузовика, защищает от сколов краски.
Раз уж речь пошла о покраске, некоторые автопарки окрашивают свои грузовики в единые корпоративные цвета. Но более интересным и популярным внешним тюнингом грузовика является аэрография, полностью меняющая облик машины.
Также к внешнему тюнингу (стайлингу) относится акустическая система грузовика, ведь настоящие ценители качественного звука не обязательно работают в офисе.
Нередко можно встретить такой тюнинг, как работа со светодиодами. Световое оформление всегда было популярно.
Для некоторых водителей тюнинг является не просто желанием гордиться своим грузовиком, а необходимостью. Это напрямую зависит от климатических условий эксплуатации. И зачастую самые важные модернизации не видны, потому что находятся под капотом. Оценить такие доработки (тюнинг) способны лишь профессионалы.
Самое важное отличие заводского тюнинга от самодельного - минимальное количество бесполезных улучшений. Отсутствие дешевых решений по усовершенствованию обусловлено изначально высокими требованиями к качеству. Хотя именно дороговизна и, зачастую, недоступность услуг тюнинга толкают владельцев грузовиков на различные уловки и хитрости. Не стоит забывать, что самовольный тюнинг не всегда заканчивается хорошо. Ведь стоимость тюнинга несоизмерима со стоимостью всего грузовика.