Идея объединить два машиностроительных гиганта КАМАЗ и МАЗ появилась давно, но пока никаких видимых результатов не наблюдается. Хотя в правительстве Беларуси полагают, что вопрос о том, что именно будет представлять собой система управления совместным холдингом "Росбелавто", может решиться уже скоро. Во всяком случае, уже есть учредительный договор, а над системой управления.
50 на 50?
Российская сторона представляла себе создание нового СП так. Объединение заводов в пропорции 50 на 50 будет только началом. И это объективное требование России, поскольку стоимость КАМАЗа намного больше, чем цена его белорусского коллеги. Следовательно, договор "Росбелавто" обязан предусмотреть в дальнейшем возможность выкупа 25% акций холдинга госкорпорацией "Ростехнологии", которая и будет обладателем контрольного пакета.
По мнению экспертов, объединение двух заводов пойдет им только на пользу
Естественно, такое предложение было расценено правительством РБ как попытка РФ подчинить себе власть в создаваемом СП. Возникла неоднозначная ситуация. Хотя оптимистично настроенные эксперты уверены: у двух производств нет другого выхода, кроме как прийти к компромиссу. Ведь ни для кого не секрет, что оба гиганта сейчас переживают нелегкие времена. После вступления России в ВТО и введения норм стандарта Евро-4 обоим производителям стало весьма проблематично конкурировать на общем рынке. Конкуренция усилилась, а уровень продаж гигантов пополз вниз еще в прошлом году и, что немаловажно, продолжает снижаться в нынешнем.
Финансы поют романсы
По информации КАМАЗа, за десять месяцев текущего года совокупный объем российского рынка грузовиков полным весом 14-40 т составил 57,7 тыс. ед. Это на 33,4% меньше показателей прошлого года. Сам КАМАЗ за это время продал грузовиков и сборочных комплектов на 10,6% меньше - 26 611 ед. Справедливости ради нужно отметить, что по данным "АСМ-холдинга", в 2013 году треть зарегистрированных грузовиков в нашей стране приходится именно на долю КАМАЗа.
Основными конкурентами предприятия выступили заграничные заводы, которым принадлежит 39,6% рынка. К слову, в том же рейтинге "АСМ-холдинга" продукция белорусского завода заняла почетное третье место. Так, в январе-сентябре российские потребители приобрели 6 927 единиц техники.
В плане прибыли КАМАЗу хвастаться особо нечем
Однако само число проданных машин не свидетельствует о финансовом успехе заводов. В плане прибыли КАМАЗу хвастаться особо нечем. Так, за январь-сентябрь нынешнего года сумма чистой прибыли завода составила 2 526 млрд рублей. Это на 23,4% меньше, прибыли минувшего года. Кредиторская задолженность завода достигла 18 367 млрд рублей.
Аналитики уверены, что причиной этому послужило снижение деловой активности, а также то, что на российском рынке для новой техники был введен стандарт Евро-4. Печальную ситуацию дополнила и распродажа запасов техники, накопленной к концу прошлого года, и др.
По словам генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина, в настоящее время рынок грузовиков находится в удручающем состоянии и до конца года вряд ли можно ожидать каких-то изменений к лучшему. Аналитики прогнозируют тенденции замедления экономики, снижение инвестиций и, как следствие, коммерческого грузооборота.
Один в поле не воин?
Эксперты в один голос утверждают: выход из сложной ситуации можно найти, соединив потенциал двух заводов КАМАЗа и МАЗа. По мнению гендиректора КАМАЗа, это позволит его заводу быстрее реагировать на запросы российского рынка. К тому же значительно вырастет загрузка по производству автокомпонентов, которые выпускают СП с участием КАМАЗа. Все это значительно удешевит стоимость продукции и уменьшит сроки окупаемости вышеуказанных СП.
Гендиректор КАМАЗа подчеркнул важность инженерной школы, которую сохранил МАЗ. Это предприятие имеет широкий научный и конструкторско-технологический потенциал, необходимый для организации серийного выпуска важнейших узлов и агрегатов, а также готовых грузовиков.
Один в поле не воин
Со стороны МАЗа есть тоже много преимуществ работы в СП. Так, завод получит доступ к госзаказам и широкую сеть сбыта продукции. Но самым главным (после создания альянса), естественно, станет возможность закрепления стабильного рынка сбыта своей продукции.
Все вышесказанное ясно говорит о том, что обеим сторонам организация СП "Росбелавто" пойдет только на пользу. Правда, аналитики отмечают, что потенциальные партнеры пока еще не прониклись доверием друг к другу. А значит, новый альянс появится отнюдь не завтра.
Грузовики МАЗ в Торговой системе Грузового Ру
Грузовики КАМАЗ в Торговой системе Грузового Ру
Читайте