Особенности белорусской логистики. Репортаж с "Интертрансавто"

20 июля 2017

Журналист Грузового Ру снова в Беларуси, на этот раз с визитом в ООО "Интертрансавто", занимающимся международными автомобильными перевозками грузов и расположенном недалеко от столицы страны, в городе Дзержинске

В ходе экскурсии по территории и беседы с директором компании Владимиром Сергеевым мы узнали не только об истории развития "Интертрансавто", но и о принципах и трудностях работы как в Беларуси, так и за рубежом.

Как начать бизнес с нуля

Компания начала свою работу в 2000 году. Тогда парк автомобилей состоял преимущественно из микроавтобусов, а работа была ориентирована на перевозку сборных грузов. По мере развития парк пополнился сначала 7-тонными грузовиками, а затем и большегрузными сцепками. За 16 лет компания, начавшая с нуля, обзавелась филиалами в России и Казахстане и совокупным парком, насчитывающим более 200 автопоездов.

Компания "Интертрансавто" на рынке почти 17 летИсточник фото: ita-logistic.ruКомпания "Интертрансавто" на рынке почти 17 лет

В 2004 году учредитель компании решил, что эффективно развиваться на арендованных площадях невозможно, и после достаточно длительных поисков на аукционе была приобретена база недалеко от белорусской столицы, в городе Дзержинск. Правда, в довольно плачевном состоянии... Сегодня это современный комплекс, включающий административное здание, ремонтную зону и единственный в СНГ транспортно-логистический терминал типа cross-docking.

От аренды до собственного терминала

Стандартный способ работы со сборными грузами - сборка в Европе своими либо чужими машинами, консолидация партий по пунктам назначения на привлеченном складе за пределами Беларуси и отправка заказчику. По данному принципу до недавнего времени строилась и работа ООО "Интертрансавто". Однако со временем в компании поняли, что все это делать лучше на своей территории.

- Потребовалось много усилий, чтобы свалку, которая была на выделенном нам участке, превратить в то, что мы имеем сейчас, - делится В. Сергеев. - Вначале построили стоянку, в середине 2015 закончили строительство транспортно-логистического терминала, который начал работать в 2016-м и является единственным в СНГ типа cross-docking, предназначенным не для хранения, а для обработки транспорта, консолидации и перевалки груза.

Грузы на складе хранятся максимум 2 дняИсточник фото: gruzovoy.ruГрузы на складе хранятся максимум 2 дня

Сегодня на складе, общая площадь которого составляет 1 000 кв. м, обслуживаются исключительно машины компании. Помещение в принципе не предназначено для длительного хранения: подавляющее большинство грузов перегружаются из машины в машину, в исключительных случаях они могут находиться на складе максимум 1-2 дня в ожидании авто перегрузки.

Таможня дает добро

Поскольку открыть новый пункт таможенного оформления сегодня крайне сложно и учитывая наличие у компании практически всех таможенных статусов (таможенного перевозчика, таможенного представителя, уполномоченного экономического оператора, владельца СВХ и т.п.), операции, производимые на терминале, осуществляются без непосредственного участия таможни. Но при этом все требования законодательства обеспечиваются в полной мере.

Для загрузки и оформления документов есть всего 3 часа, поэтому машины здесь не задерживаютсяИсточник фото: gruzovoy.ruНа загрузку и оформление бумаг дается 3 часа, поэтому машины здесь не задерживаются

- В прошлом году благодаря помощи Ассоциации "БАМАП" и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь нам удалось убедить Государственный таможенный комитет РБ, что предложенная нами схема консолидации сборных грузов полностью соответствует законодательству Таможенного Союза, ЕАЭС и Республики Беларусь, - продолжает директор компании. - Разрешение на перегрузку получается сразу же на границе при оформлении процедуры таможенного транзита после поступления груза на территорию предприятия, через электронную систему уведомления о прибытии авто в зону таможенного контроля направляются в Минскую региональную таможню. Затем снимаются пломбы, происходит перегрузка, на грузовое помещение автомобиля вешается новая пломба (пломбиратор выдан компании как уполномоченному экономическому оператору и зарегистрирован в таможенных органах), и машина едет дальше в направлении стран СНГ: не только в Россию, но и в Казахстан, Туркменистан, Узбекистан.

Машины на гарантии руководство компании ремонтирует у официальных дилеров Источник фото: gruzovoy.ruМашины на гарантии руководство компании ремонтирует у официальных дилеров

Как сказал В. Сергеев, за кажущейся простотой стоит большая работа и жесткие требования со стороны государственных органов.

- Организация, захотевшая получить статус уполномоченного экономического оператора, не должна иметь никаких административных правонарушений в области таможенного дела. Кроме того, таможенным органам должно быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 1 млн евро.

Состав автопарка решает все

Ежегодно компания закупает порядка 30-40 единиц техники, причем ранее упор делали на три основных марки: MAN, Volvo и Scania. Однако в последние 4 года руководство "Интертрансавто" отдает предпочтение машинам Scania. Как утверждает В. Сергеев, такой выбор обусловлен, во-первых, оптимальным соотношением "цена-качество". Во-вторых, если в собственности держать разношерстный парк автомобилей, будут возникать сложности с эффективной организацией ремонта.

Если в парке будет много разных марок авто, могут возникнуть сложности с ремонтомИсточник фото: ita-logistic.ruЕсли в парке будет много разных марок авто, могут возникнуть сложности с ремонтом

- В собственности у нас на сегодняшний день три марки тягачей и несколько марок полуприцепов, - делится директор компании. - В январе мы приобрели 15 машин, еще по 10 планируем закупить летом и осенью.

Коэффициент выпуска парка - около 97%. Если машине не нужен ремонт, то через 3 часа она должна выехать с территории предприятия. Любая задержка сверх указанных сроков - "чрезвычайное происшествие".

Они обеспечивают правильную работу

Поскольку в компании четкое разграничение по типам грузов, в службе продаж есть два соответствующих департамента - сборных и комплектных грузов. Причем, в департаменте комплектных грузов есть подразделение, которое обеспечивает экспортную загрузку.

На одной смене одновременно работают 7 автослесарейИсточник фото: gruzovoy.ruНа одной смене одновременно работают 7 автослесарей

На предприятии есть автоколонна, которая контролирует движение транспорта и работает с водителями. На загрузках и выгрузках с водителями работают диспетчеры. В "Интертрансавто" имеются отдел планирования и таможенный отдел, который в числе прочего контролирует работу терминала. Компания располагает и собственной ремонтной базой.

О России, "Платоне" и дорогах

Далее директор "Интертрансавто" В.П. Сергеев подробнее рассказал о тонкостях работы на территории России:

- Поскольку мы работаем в Европе, то с платными дорогами сталкиваемся постоянно. Если в самом начале работы "Платона" у нас были сложности чисто технического характера, то сейчас проблем нет. Конечно, добавились лишние расходы, да и принцип работы этой системы не очень правильный: в систему "залиты" все дороги федерального значения… А ведь в той же Европе или Беларуси всегда есть выбор: либо проехать по бесплатной дороге, но затратить больше времени, либо заплатить и поехать быстрее.

В Беларуси и Европе есть альтернатива платным трассам в отличие от РоссииИсточник фото: ita-logistic.ruВ Беларуси и Европе есть альтернатива платным трассам в отличие от России

Политика против работы

На работе перевозчиков, по заверению В. Сергеева, недавние разногласия между Россией и Беларусью не повлияли никак. В целом проблемы перевозчиков в рамках ЕврАзЭс нигде не поднимаются, хотя они есть.

- Когда Беларусь в свое время отказалась от разрешений на транзит, наши основные партнеры по ЕврАзЭс начали сокращать количество разрешений на выезд в/из третьих стран. Например, в этом году Казахстан уменьшил количество разрешений для белорусских перевозчиков в 2 раза.

Немного о конкуренции, фрахтах и российском кризисе

На вопрос, являются ли белорусские международные перевозчики прямым конкурентом российским, директор "Интертрансавто" ответил, что основных соперников нужно искать в Литве и Польше.

Конкурентами для белорусских международных перевозчиков являются литовцы и полякиИсточник фото: gruzovoy.ruКонкурентами для белорусских международных перевозчиков являются литовцы и поляки

- Даже если просто сравнить автопарки, то станет ясно, что белорусы с их 20 тыс. авто вряд ли составят серьезную конкуренцию литовцам и полякам с их почти 300 тысячами. А если к этому добавить еще и более выгодные условия хозяйствования, сразу становится понятно, кто основной конкурент на рынке международных автомобильных перевозок грузов.

Как известно, начиная с 2014 года ставки на международные автомобильные перевозки упали весьма значительно, однако с начала этого года сперва на азиатском, а затем и на российском направлениях наметился слабый рост. Насколько долгосрочным будет этот тренд, собеседник затруднился ответить.

Следующей темой беседы стали особенности работы у белорусского предприятия в связи с нестабильной экономической ситуацией в России.

Российский экономический кризис не отразился на работе компанииИсточник фото: gruzovoy.ruРоссийский экономический кризис не отразился на работе компании

- На работе нашей компании экономическая ситуация у вас не могла не отразится, - отметил В. Сергеев. - Не стоит забывать, что для белорусских перевозчиков российский рынок исторически являлся основным. Вместе с тем, мы достаточно оперативно переориентировали работу в направлении Средней Азии, где и конкуренция была слабее, и ставки повыше. В результате перед нами никогда не стоял вопрос сокращения персонала. Наоборот, по прошлому году в Дзержинском районе наша компания заняла 3 место по созданию новых рабочих мест. Кроме того, средний доход водителя на предприятии сравним с доходом в литовских и польских компаниях и составляет около 60 евро в день.








Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

ЛУКОЙЛ вывел на российский рынок новое масло для грузовиков и автобусов класса Евро-6
ЛУКОЙЛ вывел на российский рынок новое масло для грузовиков и автобусов класса Евро-6 В России начался выпуск моторных масел ЛУКОЙЛ последнего поколения для коммерческих автомобилей - АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ LE 5W-30 и 10W-40, соответствующих обновленным требованиям крупнейших американских (Cummins, Mack, CAT) и европейских (Daimler, Volvo, Man, Scania) автопроизводителей грузовой техники
ТОП-5 самых дорогих грузовиков по версии Грузового Ру. Осень 2017
ТОП-5 самых дорогих грузовиков по версии Грузового Ру. Осень 2017 Какая техника из числа реализуемой в Торговой системе Грузового Ру стала самой дорогой в начале осени? Предлагаем вашему вниманию информацию о машинах, разместившихся на первых строчках рейтинга
В четырех исполнениях. Volkswagen представил Crafter второго поколения
В четырех исполнениях. Volkswagen представил Crafter второго поколения Выступление главы марки "Volkswagen Коммерческие автомобили" на пресс-конференции в рамках выставки COMTRANS было посвящено новому поколению автомобилей Crafter. Чем примечательна недавно выпущенная модель - читайте в материале
Ставка - на автобусы. Что привезла компания Iveco на COMTRANS?
Ставка - на автобусы. Что привезла компания Iveco на COMTRANS? Стенд Iveco в этом году на выставке COMTRANS украшали сразу три автобуса, среди которых был и новый Evadys, и полюбившийся всем микроавтобус Iveco Daily

Объявления

Mercedes ATEGO 1224, фургон 52м3, без пробега по РФ тяжелый/среднетоннажный грузовой фургон
КамАЗ 6520-60 (самосвал) Камаз 6520-60 (самосвал) Самосвал
МАЗ 5440 (А8, А9, 19, Е9) Маз 5440 (а8, а9, 19, е9) Тягач седельный
Камаз 65222 Самосвал
Iveco Stralis AT440S35 Iveco stralis at440s35 Тягач седельный
Volvo FH12.420 Тентованный грузовик
Man 8.224 L2000 Тентованный грузовик