ГлавнаяНовости и обзоры → Когда гонки - профессия. Интервью с экипажем "МАЗ-СПОРТавто"
18 декабря 2014

Когда гонки - профессия. Интервью с экипажем "МАЗ-СПОРТавто"

4 января 2015 года на старт самой опасной и непредсказуемой гонки "Дакар" выйдут более 60 команд. Среди них и команда Минского автомобильного завода "МАЗ-СПОРТавто". Чем в этом году механики "укомплектовали" грузовики и на что рассчитывает команда, нам рассказали участники боевого экипажа

Участники команды "МАЗ-СПОРТавто":

  • Сергей Вязович, пилот
  • Павел Гаранин, штурман
  • Андрей Жигулин, механик

Боевой экипаж команды "МАЗ-СПОРТавто"

- Когда речь идет о гонке такого масштаба, как ралли-марафон "Дакар", многих в первую очередь интересует "начинка" машин. Расскажите, сколько грузовиков будет выставлено в этом году и какие комплектующие в них использованы?

Андрей Жигулин:

- Да, машины - это то, к чему приковано внимание в первую очередь. И без надежных автомобилей, конечно, не может быть хорошего результата. Мы участвуем в гонке в четвертый раз и, исходя из опыта, знаем, какие проблемы могут возникнуть. В этом году мы выставляем 3 автомобиля, сконструированных на базе серийного грузовика МАЗ-5305. Один оснащен форсированным двигателем с раздельными головками Ярославского завода, 2 других - двигателями Тутаевского завода. Мощность - 910 л.с. Визуально двигатель ничем не отличается от серийного, но в нем установлены 2 турбины, насос и форсунки повышеннойпроизводительности. Рабочий объем - около 18 л.с. Машины ездят на обыкновенном дизельном топливе. Коробка установлена серийная.

По сравнению с прошлым годом глобальных конструкторских изменений нет. Мы облегчили переднюю ось, сняли фонари, переднюю решетку, а это минус 150 кг. Полная масса авто - 9-9,2 т. В прошлом году вес полностью снаряженного автомобиля составлял 9,6 т. Шины производства Michelin. На одной из машин (авто Александра Василевского) будет использован отключаемый передний стабилизатор, а на грузовике Александра Полищука установлен кондиционер. Эти новшества проходят "обкатку" и, если все пройдет гладко, будут впоследствии внедрены на остальные машины.

- Проводятся ли перед стартом испытания техники?

Сергей Вязович:

- Перед тем, как установить новую деталь в машину, она проходит ряд испытаний. Но бывает и так, что деталь, которая вроде бы раньше себя неплохо "показала" на испытаниях, в суровых условиях начинает вести себя несколько по-другому. Так было в прошлом году с топливным баком. Мы создали новый бак, более легкий, но не успели его как следует испытать. Причем эти баки мы поставили на все 3 автомобиля. Они не оправдали наших ожиданий, но мы извлекли урок: теперь ставим новые комплектующие не на все авто, чтобы в случае неудачного эксперимента не возникло проблем у всей "тройки".

Пока все они смотря в разные стороны. Но уже скоро сорвутся с места в едином порыве!

- Какие запасные части вы везете с собой?

Андрей Жигулин:

- Вы будете удивлены, но мы везем с собой дополнительно примерно полтора грузовика в нагрузку. Да, почти все запчасти у нас есть. Конечно, мы не везем кабину, раму, но мосты, коробки, шины - да. Минимум в одном экземпляре есть все.

- Каким образом происходит осмотр технического состояния машины перед следующим рубежом?

Андрей Жигулин:

- Механики работают практически круглосуточно. Днем, когда проходит гонка, они "страхуют", следуя за основными машинами. А ночью проверяют автомобиль, снимают поврежденные запчасти и устанавливают новые.

- Есть ли у команд шансы, скажем так, "смухлевать": комплектующие заменить на более мощные, поменяться местами пилотам и т.д.?

Сергей Вязович:

- Это невозможно. Вернее, возможно, но мы рискуем быть дисквалифицированными. Проверки могут происходить совершенно неожиданно, никто из нас не знает, когда организаторы захотят проверить наши машины, пилотов, сверить документацию. Такие случаи нередки, поэтому никто не "мухлюет".

Но есть другой момент. Так как "Дакар" - гонка коммерческая, организаторы более лояльны к участникам, не входящим в первую 20-ку. Даже если они видят у них какие-то запрещенные "улучшения", они могут закрыть на это глаза. Если эти же "улучшения" будут найдены в машинах экипажей-фаворитов - не пропустят. Но ведь тот, кто был вчера 30-м, может стать 10-м?

- Гонка длится 14 дней. Это дни напряженной работы, причем не в самых благоприятных условиях. Как вы справляетесь с напряжением, как отдыхаете?

Павел Гаранин:

- Отдыхать иногда приходится чуть ли не на ходу. Иногда мы заезжаем в местные отели. Это, скажу вам, совершенно обычные отели. Почти всегда - просто стены и кровать. Страны, в которых мы соревнуемся, небогатые, поэтому условия часто приближены к спартанским. Несколько лет подряд гонка проходит в Южной Америке, и этот год не исключение - мы проедем через Аргентину, Чили, Боливию.

От этих людей зависит исход гонки!

- Чего вы больше всего боитесь во время гонок?

Сергей Вязович:

- Конечно, опасной является ситуация, когда участники получают серьезные травмы или машина ломается. У нас такого не было, но теоретически… Представьте: дюны, до центра города - сотни километров. Если что-то случается, то возникает масса проблем: транспортировка пострадавших и грузовика, оказание помощи. Это очень опасно, и не хотелось бы с этим столкнуться.

- Это ваше основное место работы?

Сергей Вязович:

- Многие думают, что ралли - это развлечение. Для кого-то, возможно, но для нас это работа. Мы работаем целый год, участвуем в гонках местного масштаба, и все ради одного - успешного результата на "Дакаре". И, да, у нас полный рабочий день, мы проводим на заводе столько же времени, как и все остальные сотрудники.

- Известно, что участие в "Дакаре" - недешевое удовольствие. Если не секрет, во сколько обошлась гонка этого года?

Павел Гаранин:

- В этом году участие в "Дакаре" обошлось в 297 500 евро. Это только взносы, без учета расходов на авиаперелет, проживание, топливо и прочее.

- Кого вы видите среди своих основных конкурентов? Какие преимущества имеет наша команда, какие преимущества есть у главных конкурентов?

Сергей Вязович:

- Наши основные конкуренты - первая 20-ка. Как распорядится судьба - неизвестно, и предположить что-либо невозможно. Конечно, есть фавориты, проверенные временем, но все не так однозначно.

Спортивный МАЗ выполнен на основе обыкновенного серийного грузовика

У нас есть одно важное преимущество по сравнению с "частниками". Мы - заводская команда, у которой есть все запчасти в наличии, причем оригинальные запчасти. Что касается других "заводских" конкурентов, например, команды "КАМАЗа", то они выставляют 4 машины. И это их неоспоримое преимущество.

- За счет чего можно одержать победу в гонке "Дакар"?

Сергей Вязович:

- Должны сойтись несколько факторов: слаженная работа команды, психологическое и физическое самочувствие каждого из ее участников. Гонки - сложный процесс, длящийся не один день. Часто участники получают травмы, поэтому у всех должно быть "чувство плеча". Если кто-то из команды выходит вперед, все должны равнять на лидера, а не тешить собственные амбиции.

Андрей Жигулин:

- Что же касается технических моментов, то преимущество в такой гонке, как "Дакар" невозможно получить за счет скорости. Кто-то может "поддать газу", не учитывая сложность участка, и застрять, а кто-то будет ехать со скоростью 2 км/ч, но выехать! Здесь в основном преимущество достигается на бездорожье: эффективное торможение, динамичный разгон. Скорость авто ограничена 140 километрами в час, поэтому за счет скорости мало кто выигрывает.

- Ваша цель на ралли-рейде "Дакар"-2015?

Сергей Вязович:

- Мы имеем все шансы войти в первую десятку!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
8
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться