ГлавнаяНовости и обзоры → 3 дня до международного скандала
26 ноября 2013

3 дня до международного скандала

Еще в середине лета текущего года сообщество перевозчиков всколыхнул скандал между АСМАП и ФТС

Ситуация, которая сегодня складывается на рынке международных перевозок, продолжает оставаться в центе внимания не только самих участников рынка, но и СМИ. Особое возмущение у транспортников вызывает тот факт, что действия ФТС полностью перечеркивают подписанную Россией почти 40 лет назад Конвенцию МДП. К слову, конвенцию подписали не 5 и не 10, а 68 стран!

АСМАП VS ФТС: взаимные обвинения

Поводом для скандала послужили 20 млрд рублей, которые, по данным таможенной службы, задолжала АСМАП (гарант уплаты таможенных платежей на территории России) государству. АСМАП в свою очередь усердно отнекивалась от долгов, представляя свои доказательства. В соответствие с ними выходило, что за 9 лет российское объединение перевозчиков выплатило в казну около 200 млн рублей, остальные деньги - это необоснованные обвинения. И вот уже на протяжении четырех месяцев стороны находятся в конфронтации. В итоге терпение ФТС лопнуло, и все претензии к АСМАП вылились в заявление Таможенных органов об отмене привычной системы перевозок по книжкам МДП.

6 дней до международного скандала

С 14 августа книжки МДП на некоторых границах перестали приниматься. Чтобы беспрепятственно пересечь границу, перевозчику необходимо предоставить дополнительные гарантии. Также в заявлении ФТС говорилось, кто может предоставить гарантии: банк, таможенный брокер (в качестве поручителя) либо депозит на имя таможни, который должен внести перевозчик. Никакие нападки на ФТС не пошатнули ее уверенность в правоте.

Приступ паники

Охваченные тревогой перевозчики стали усердно писать письма, направляя их в разные инстанции. Они жаловались на нарушение конвенции и международных правил осуществления перевозок. Письма отправляли не только в Европу (Международный союз автомобильного транспорта), но и в Российский арбитражный суд, а также в Москву, Дмитрию Медведеву, а после Владимиру Путину. Правда, если Европа сильно возмутилась самоуправством Федеральной таможенной службы, то правительство РФ проигнорировало письмо, видимо, негласно поддерживая госструктуру. Хотя возмущение МСАТ вполне понятны: ведь среди членов МСАТ наша страна занимает большую долю по объему реализации книжек МДП. Так, за прошлый год российское объединение реализовало более 3 млн книжек МДП. Согласитесь, деньги не малые!

МСАТ призвал ФТС не нарушать международных соглашений. Российский арбитражный суд также признал заявления ФТС незаконными, не имеющими никакой юридической силы. Казалось бы, проблема решена, руководитель ФТС отменил заявление от 4 июля 2013. Все вздохнули с облегчением, но ненадолго. Сразу же после отмены письма от 4 июля ФТС повторно объявила об отмене книжек МДП, но только с 1 декабря 2013 года. Более того, отношения с АСМАП также будут расторгнуты в первый день зимы.

У многих просто опустились руки, так как сложилось впечатление, что ФТС вообще не признает никакой власти над собой. И действительно, судебные санкции, запреты, Конвенция 1975 года, международные соглашения - ничто не действуют на российскую таможню. Невзирая на возмущение всех и вся, ФТС заявила, что книжки МДП в России больше не пригодятся.

Общественность замерла в ожидании

В качестве эксперимента ФТС планомерно стала отменять действие книжек МДП. На сегодняшний день международная конвенция TIR не распространяется на С. Кавказ, Приволжье, на Юг России, Сибирь, Д. Восток, Урал, а также на Внуковскую, Шереметьевскую и Домодедовскую таможню. Также с 12 ноября нельзя пересечь с книжкой МДП украинские погранпереходы в Черниговской, Харьковской и Сумской областях. С 19 ноября закрылись для держателей книжек TIR переходы в Себежской, Псковской и Кингисепской областях. Таким образом, закрыты границы с Литвой, Латвией и Украиной. А дальше - больше.

6 дней до международного скандала

На границе с Украиной многокилометровые очереди. Дальнобойщики простаивают на границе не час и не два, а сутки-двое. Естественно, что ни о каком комфорте во время ожидания не идет и речи. Российская сторона не пропускает на свою территорию держателей книжек МДП. Для пересечения границы водителю пока необходимо заплатить в фонд "Ростек" сумму от 4,5 тыс. рублей. Но все эти уплаты не отменяют необходимость иметь книжку МДП, ведь во всех остальных странах она все еще действует.

Конечно же, в сторону ФТС сыплются тонны возмущений. На них таможня спокойно ответила, что предупреждала о нововведениях. Закрытие украинской границы - всего лишь эпизод, предшествующий полному запрещению TIR в России.

Открытое недоумение

Жозе Мануэль Баррозу, руководитель ЕЭК, направил президенту РФ В. Путину "тревожное письмо", в котором выразил опасение за предстоящую экономическую деятельность между государствами. Ведь нарушение договора о TIR-перевозках влечет за собой определенные проблемы с оформлением грузов. Принятое таможней России решение серьезно повлияет на экономические отношения ЕС с Россией. Как отреагирует правительство, неизвестно. Но уже сейчас очевидно, что если не предпринять никаких мер решение ФТС станет причиной транспортного коллапса во всей Европе! К слову, около 80% перевозчиков России пользуются именно этой системой. До 1 декабря - 6 дней, и перевозчикам остается только надеяться на благоразумие правительства РФ.

Читайте также:

Обсуждаем на форуме:

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
8
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться