Компании стремились изо всех сил завоевать своего покупателя и вернуть финансовые показатели к докризисному 2008 году. Но вот незадача: 2013 год демонстрирует падение рынка, причем, практически во всех сегментах
Кто виноват?
О причинах "неблагоприятной погоды" на рынке комтранспорта гадать не приходится: тому виной стало введение утилизационного сбора на автомобили, уменьшение товарооборота в стране, сворачивание крупных строительных проектов, увеличение налогов для владельцев малого бизнеса, да и в целом, замедление роста экономики, а, следовательно, и ВВП. Рассуждать о том, к чему все эти явления приведут в масштабах страны, мы не беремся, но то, что все это привело к падению спроса на грузовые авто и автобусы - очевидно уже сейчас.
Что со спросом?
Автобусные парки значительно потеснили легкие маршрутные такси, более функциональные и мобильные. Так, спрос на автобусы остался лишь в туристической сфере и в сфере пассажирский перевозок, в частности, общественного транспорта. Замедление развития экономики привело к тому, что спрос на среднетоннажники также уменьшился, так как сфера их применения достаточно узкая. А отсутствие больших строительных проектов и госзаказов сократили продажи тяжелой техники. Вот и наступил тот момент, когда необходимость в новых грузовиках и автобусах для бизнеса, строительных работ и пассажирских перевозок в России стала уменьшаться.
На самом деле еще в конце прошлого года прогнозы на 2013 год были весьма радостными: стабилизация показателей и даже небольшой рост. Более того, первый месяц 2013 года действительно показал рост продаж. Однако успехов удалось достичь только в сегменте среднетоннажных грузовиков - прирост в 22%. В целом же, в сравнении с началом 2012 года, продажи грузовиков массой до 16 тонн выросли более чем на 8% (около 20,3 тыс. единиц).
Но далее дела пошли не так хорошо. За февраль общие продажи коммерческого транспорта снизились на 7,6%, за март - на 20,6%, за апрель - на 8,7%, за май - на 23,6%, за июнь - 17,2%. В августе показатели реализации продукции легкого коммерческого транспорта снизились чуть более чем на 9,5%, но за все 8 месяцев они остались на том же уровне, что и в 2012 году (111 тысяч проданных единиц авто). Что немаловажно, 67% от проданных LCV - это отечественная продукция.
По информации НАПИ, за семь месяцев 2013 года рынок средне- и крупнотоннажных грузовиков упал на 13,5%. Популярностью в этом сегменте пользуются самосвалы и тягачи. Иномарки, которые были собраны в России на заводах иностранных производителей, составили пятнадцать процентов от всех продаж за 1 полугодие 2013 года. Сильнее всех в первом квартале 2013 года потерпел неудачу рынок автобусов. В феврале он потерял 35%, а в марте - целых 41% от своих прошлогодних показателей продаж.
Сравнение количества комтранспорта, проданного за первое полугодие 2012 и 2013 гг.:
Если сравнивать продажи коммерческого транспорта и автобусов в первом полугодии 2013 года с тем же периодом 2012 года, то можно отметить, что реализация легкого коммерческого транспорта упала почти на 12%, среднетоннажных авто продали почти на 6% меньше. С тяжелыми грузовиками и автобусами дела обстоят еще сложнее - минус 17% и 18% соответственно.
На чем в России ездят?
За прошлый год российский автопарк пополнился 300 тысячами единиц коммерческого транспорта. Российский автопарк на начало 2013 года оценивался почти в 8 миллионов единиц грузовых авто. До настоящего времени количество грузовых автомобилей только увеличивалось. Большую долю автопарка составляют отечественные грузовики и автобусы.
Основными эксплуатируемыми марками коммерческого авто являются ГАЗ (мало- и среднетоннажные грузовики), КАМАЗ (тяжелые грузовики) и ПАЗ (автобусы). Эти производители занимают более трети от общего количества техники в своих сегментах.
Если рассматривать 8 миллионов единиц техники в долевом соотношении, то на данный момент структура коммерческого автопарка страны изменилась, как изменилось и соотношение отечественных и зарубежных марок.
С 2008 года парк легкого комтранспорта и тяжелых грузовиков рос, так как экономическая ситуация позволяла развиваться строительству и мелкому предпринимательству. За 1 полугодие 2013 года доля тяжелой техники выросла до 15,5%, а легкой коммерческой техники - до практически 48% от всего автопарка страны.
Доля отечественного транспорта во всех сегментах комтранспорта, 2013 г.:
Среднетоннажники и автобусы, напротив, не демонстрировали высоких показателей. Так, с 2008 года доля автобусов уменьшилась чуть более чем на пол процента, а доля среднетоннажных грузовиков сократилась почти на 6%, потеряв триста тысяч единиц. В данный момент доля среднетоннажных грузовиков составляет 31%. Аналитики прогнозируют и дальнейшее сокращение этого сегмента транспорта ввиду его узкой сферы применения и постепенного износа техники.
Импортные грузовики (средне- и крупнотоннажные) также не очень активно пополняют российские автопарки. Но здесь причина скорее в том, что перед введением утилизационного сбора многие производители успели ввезти в Россию большое количество техники. Показатели по импорту за 2013 год отражают 50%-ное падение в данном сегменте. Зато легкий комтранспорт, наоборот, активно ввозился в Россию в этом году - плюс 27%.
Кто они: лидеры продаж?
Конечно же, в каждом сегменте грузовых автомобилей имеются свои лидеры по популярности и продажам.
Самой популярной моделью легкого грузового транспорта первой половины 2013 года стал ГАЗ 3302. Первую тройку по продажам LCV заняли ГАЗ, УАЗ и Peugeot. Но, несмотря на лидерские позиции, производители техники за 6 месяцев 2013 года продали меньше автомобилей по сравнению с прошлым годом: ГАЗ продал на 10,5% меньше, УАЗ - на 1,6%, а Peugeot - на 20%. Peugeot хотя и остался на третьем месте, но в продажах ощутил заметное угасание интереса к модели Partner. В этом году заметно прибавил в продажах Ford (практически на четверть), но пока не занял место в тройке лидеров.
В сегменте среднетоннажных грузовиков первое место по продажам занимает ГАЗ с увеличением продаж на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Далее следует Hyundai со снижением показателей продаж практически на 30%. Третью строчку занял КАМАЗ с потерями в 14,5%. Самой популярной моделью среднетоннажного автомобиля по итогам 1 полугодия 2013 года стал ГАЗ 3310.
Крупнотоннажные автомобили активнее всех первые полгода 2013-го в России продавал КАМАЗ, но как ни старался, все же реализовал почти на 5% меньше техники, чем в прошлом году. За КАМАЗом следует белорусский "собрат" МАЗ, чье положение и вовсе можно назвать критическим, так как за II квартал продажи упали практически на 50%. В масштабах полугодия реализация продукции МАЗ показала снижение на 31%. На третьем месте в затылок белорусским грузовикам дышит Scania, которая смогла увеличить продажи своей техники более чем на 10%. Если касаться популярных моделей, то первое место занимает спецтехника производства КАМАЗ (в 2013 году ее продажи удалось увеличить почти на 8%).
На рынке автобусов погода также пасмурная. Серьезно снизились продажи у компании Hyundai. С падением практически в 50% корейская марка занимает третью строчку по реализации техники за первое полугодие 2013 года. Второе место принадлежит МАЗу (минус 10%). На первом месте - ПАЗ. По сравнению с 2012 годом он продал автобусов на 11% меньше.
Что год грядущий нам готовит?
По мнению специалистов "Автостата", особых тенденций по повышению продаж наблюдаться не будет. Резких изменений в экономической ситуации ждать не приходится, поэтому аналитическое агентство сделало следующие прогнозы до конца 2013 года. Падение продаж ожидается во всех сегментах коммерческого транспорта: LCV - минус 10%, среднетоннажный транспорт - минус 6%, крупнотоннажный - минус 20%, автобусы - минус около 10%. Стоит отметить, что в статистику входят не только отечественные автопроизводители, но и зарубежные.
Сложившаяся экономическая ситуация заставляет задуматься, стоит ли иностранным компаниям открывать на территории РФ свое производство и вкладывать средства в новые заводы. Привлекая инвестиции из-за рубежа, Россия предлагает иностранцам не только строить свои заводы, но и выкупать уже имеющиеся пустующие производственные площади. Есть над чем подумать: сократить издержки на выплаты таможенных пошлин за технику и утилизационного сбора или рискнуть вложить большие деньги в медленно гаснущий сегмент рынка грузового транспорта.
В более выгодном положении на данный момент оказываются производители, имеющие легковую линейку автомобилей такие, как Fiat, Renault, Volvo, Volkswagen, Ford и прочие. Всем остальным производителям грузовиков стоит только надеяться на скорое "выздоровление" экономики России.