Напомним, данный закон в РФ был принят в сентябре 2012 года и его содержание касалось подержанных и новых ТС импортного производства. Так, уплата в казну для грузовиков и автобусов, согласно действующим нормам, - 150 тыс. руб. Существует и специальная таблица корректирующих коэффициентов, необходимая для расчета величины утилизационного сбора.
Вместе с тем, отечественных производителей машин от уплаты данного сбора освободили. Такие неравные условия между отечественными и зарубежными автопроизводителями, считают в ЕС, не соответствуют правилам членства РФ в ВТО. Данная "привилегия" российского автопрома будет обходиться госказне ежегодно в 148 млрд руб. (по подсчетам чиновников).
Российские автопроизводители уверяют, что в случае одобрения нового Федерального закона под номером 289157-6 убытки понесут порядка 350 отечественных компаний. Так, например, КАМАЗ при уплате утилизационного сбора должен будет распрощаться с суммой в 10-18 млрд руб., что не предусмотрено бизнес-планом компании и может привести к увеличению стоимости автомобилей на 5-26%.
Как отмечают специалисты КАМАЗа, в случае принятия нового закона, конечную стоимость продукции придется соотносить одновременно с величиной утилизационного сбора и возможностями покупателей, выбирая наиболее оптимальный вариант.
Существуют и другие мнения. Так, многие уверены, что никаких серьезных изменений в случае подписания нового закона не произойдет. Как утверждают сторонники данного нововведения, прежде чем принятие утилизационного сбора отразится на цене автомобилей, пройдет несколько месяцев. Специалисты отмечают, что больше стоит опасаться инфляции - она бьет по кошельку гораздо больнее и куда больше влияет на розничные цены машин. Стоит помнить, что у иностранных компаний, работающих в РФ, есть надежная поддержка со стороны материнских компаний (прежде всего - финансовая), способная минимизировать последствия уплаты утилизационного сбора и сохранить цены на авто.
По словам Елены Семилетовой - ведущего советника аппарата Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии - даже в случае принятия утилизационного сбора, на определенную государственную поддержку отечественные производители могут рассчитывать.
Ежегодные финансовые вливания в госбюджет от уплаты утилизационного сбора иностранными, а также российскими автопризводителями составляют порядка 54 млрд руб. Если же новый законопроект будет одобрен, каждый год российская казна будет пополняться еще на 148,5 млрд руб., на 68,5 млрд - за счет легковых машин, на 22,5 млрд - за счет легковых коммерческий автомобилей, на 14,7 млрд - от уплаты за автобусы, на 2,3 млрд рублей - за спецтехнику.