Согласно статистическим данным, в январе-апреле текущего года экспорт белорусской инвестиционной продукции составил всего 1,28 млрд. долларов, что ниже аналогичных прошлогодних показателей на 22,8%.
При этом хуже всего дела обстоят с экспортом грузовых машин. Так, за четыре первых месяца 2013 г. было экспортировано лишь 2230 белорусских грузовиков - на 49,1% меньше, чем в за тот же период прошлого года. В пересчете на денежные средства экспорт грузовиков за указанный период составил 295,3 млн. долларов (минус 44,6%).
Не лучшим образом обстоят дела с экспортом седельных тягачей и тракторов, спрос на которые в январе-апреле сократился на 21,5% и 23,9% соответственно. В переводе на деньги, доля экспорта снизилась на 22,4%. Экспорт прочей сельскохозяйственной техники (механизмов и машин для обмолота и уборки сельхозкультур) в денежном выражении сократился на 16,2% (всего 133,2 млн. долларов).
По мнению специалистов, столь шаткое положение инвестиционных товаров на экспортном рынке объясняется падением спроса на белорусскую технику в рамках российского рынка сбыта. Как пояснила Ирина Точицкая - научный руководитель исследовательского центра ИПМ - причина возникшей ситуации кроется в стагнации внутреннего спроса, снижении объемов промышленного производства и сокращении инвестиций в развитие российского рынка.
Георгий Гриц - зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации - видит причину белорусских неудач в усилившейся поддержке российскими потребителями местных производителей. В частности, проблемы с экспортом белорусских грузовиков, по мнению эксперта, связаны с принятием в России нового экостандарта Евро-4. Обозначил Гриц и еще одну более общую причину падения белорусского экспорта - вступление РФ в ВТО, что привело к ужесточению конкуренции.
В ближайшее время белорусское правительство намерено переломить ситуацию, сложившуюся на экспортном рынке, увеличив до конца 2013 года экспорт отечественной продукции как минимум на 15%.