Кодекс об административных нарушениях (статья 11.23) налагает штраф от одной до трех тысяч рублей за несоблюдение водителем режима труда и отдыха. В случае отключения тахографа, полного отсутствия или работы в неисправном режиме владельцу транспорта выписывается штраф. Предприятию же за такие нарушения придется выплатить от пяти до десяти тысяч рублей.
Одновременно вступил в силу и 36-й приказ Минтранса, который распространяется прежде всего на изготовителей тахографов. Согласно документу производители оборудования за год обязаны грамотно составить программу обязательных технических характеристик прибора. Однако на практике вышло, что приказ увидел свет, а требования оказались не утвержденными.
В России экспериментальное оснащение транспорта тахографами уже принесло первые результаты. Водители, находящиеся под постоянным наблюдением данного механизма, прекращали отступать от норм режима труда и отдыха. Скорость на проложенном маршруте также оставалась в норме. Налицо - уменьшение аварий с участием грузовиков на 30 процентов.
Прошедший эксперимент обозначил, что последовательное оборудование тахографами транспорта, используемого для внутренних перевозок, принесет только положительные результаты.
Не раннее чем 1 июля планируется утверждение проекта Министерства транспорта "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами". Контроль за выполнением предписаний стал осуществляться инспекторами ГИБДД уже с 1 апреля. Игнорирование законов влекло за собой наказание в виде наложения штрафа.
В МВД знают о проблеме Минтранса, однако аннулировать норму КоАП не намерены. Инспекторы продолжат штрафовать водителей. У перевозчиков было более двух лет на установку прибора. Усовершенствовать ранее установленное оборудование необходимо к 2015 году. Предписание по закону о тахографах есть, обязательства точно изложены. Проблема водителей заключается в отсутствии подзаконных актов, которые делают норму невыполнимой.
Генеральная прокуратура может оштрафовать ГИБДД, если та не будет привлекать к ответственности водителей. Для разрешения данной ситуации МВД отправило запрос непосредственно в саму Генпрокуратуру: допускается ли осуществлять порядок предписаний, или рассматривается вариант переноса времени становления в действие этой статьи? Пока Генпрокуратура не выскажется по данному поводу, с водителей коммерческого транспорта будут взыскиваться денежные штрафы за отсутствие цифровых тахографов.