ГлавнаяНовости и обзоры → 850 лошадей под капотом: прокатимся на гоночном грузовике МАЗ-5309RR
20 мая 2014

850 лошадей под капотом: прокатимся на гоночном грузовике МАЗ-5309RR

Что вы испытываете на скорости, предположим, 150 км/ч? Драйв, адреналин, может, страх?

Но все эти эмоции несравнимы с тем, что можно испытать, сидя на пассажирском сидении спортивного грузовика, мчащегося на скорости 170 км/ч по бездорожью. Рассказываем о невероятных впечатлениях от раллийных грузовиков МАЗ.

С виду спортивный грузовик МАЗ, что выступает на ежегодном ралли "Дакар", выглядит вполне безобидным, а внутри и вовсе скромным: массивный каркас, много железа и мало комфорта. Особенно, если есть с чем сравнивать. Поэтому перед стартом нас (а пассажирских сидений в кабине два) пристегнули несколькими ремнями безопасности, надели огромные шлемы и десять раз перепроверили, как держится крепление. К слову, ремни безопасности в спортивных грузовиках серьезно отличаются от ремней для обычных автомобилей. В таких машинах ремни выполняют две функции - удержание водителя и штурмана в кресле во время резких маневров на высоких скоростях и предотвращение травм в случае столкновений и опрокидываний. Каждый из журналистов подумал про себя: к чему такие осторожности? Заволновались.

МАЗ-5309RR в лучах весеннего солнца

Штурман был невозмутим. Возможно, профессия накладывает, что называется, отпечаток: ясный взгляд, прямая осанка, уверенность в каждом движении. Успокоились. Тронулись. Мотор зарычал как бешеный зверь. Машина, надо сказать, стартует очень резко, мгновенно набирая скорость. На учебном полигоне созданы условия, приближенные к условиям соревнований ралли "Дакар": повороты, сугробы, глубокие впадины, вязкий песок. Теперь стало понятно, зачем нужна такая защита! Без нее вероятность вылететь через лобовое стекло при первой же впадине равна 100%! А если мчишься на огромной скорости под наклоном в 45 градусов, то и вовсе хочется вжаться в спинку сиденья! Нужны ли еще комментарии о том, каково это - кататься на спортивном грузовике? Некоторые сравнивают это с американскими горками. Непередаваемо! В общем, если представится и вам такая возможность, не упустите шанс попробовать себя в роли пассажира на дакаровском грузовике. Ну а мы переходим от лирического отступления к техническим характеристикам мазовского "зверя" и непосредственно к тем людям, которые управляют этими безумными машинами.

Преодолеть подъем? Легко!

Конечно, начиная разговор об этих автомобилях, нельзя не коснуться истории ралли-марафона "Дакар". Все началось с одного гонщика по имени Тьерри Сабину. Как-то раз отчаянный француз… заблудился. Да не где-нибудь, а в пустыне Сахара. Нашли беднягу только через три дня в добром здравии и преисполненного идеями создания марафона в пустыне. Уже спустя год спортсмен реализовал задумку. Первые гонки стартовали в Париже 26 декабря 1978 года. Каждый год вносил определенные изменения в систему ралли. Первым же победителем в состязании грузовиков стал экипаж на грузовых машинах Sonacome (1980 год). С 2009 года старт гонок перенесен из Парижа в Южную Америку, финиш - традиционно в Дакаре (Сенегал, Африка), иногда в городах Южной Америки. Протяженность участков варьируется: в этом году организаторами были предусмотрены спецучастки более 600 км!

МАЗ принимает участие в гонках уже 3-й раз. Уже или еще? Таким вопросом задался и руководитель спортивной команды "Спортавто", штурман боевого экипажа Валерий Козловский, который согласился побеседовать с нами о белорусском спортивном автопроме, гонках, ну и в целом о жизни.

Главное - не забуксовать!

- Насколько известно, белорусские предприятия мало знакомы с производством спортивных грузовиков. Но, тем не менее, в этом году белорусская команда заняла 11-е место среди 70 участников. Расскажите о машине подробнее?

- Действительно, до появления в нашей стране команды "Спортавто" опыта создания спортивных грузовиков у нас не было, начинали с нуля. За основу была взята базовая модель МАЗ-5309, а добавка RR (ралли рейд) появилась после доработки. Спортивные авто - это не серийные машины. Отличия одного от другого существенные: начиная от рамы и мостов и заканчивая двигателем, подвеской и т.д. Всего у нас 3 спортивных автомобиля и на трех стоят российские двигатели - два Тутаевского завода, один Ярославского. Мощность - 850 л/с, объем - чуть более 18 литров.

Мосты на грузовиках установлены финского производства SISU. Причем, хочу заметить, что наши родные мосты ничем не хуже по качеству, но они тяжелее, лишь из этих соображений используются финские, даже несмотря на то, что они боятся перегрева в отличие от наших. Но вес для спортивных грузовиков - принципиальный момент.

Амортизаторы - бельгийские Reiger Racing. К сожалению, ни один производитель на постсоветском пространстве не производит амортизаторы для спортивных грузовиков. Изобретать велосипед для узкого круга потребителей, наверно, не имеет смысла, поэтому здесь мы опять же пользуемся импортным продуктом. Система подвески, кабина, конструкторские и дизайнерские решения - мазовские.

Коробка передач ZF также серийно устанавливается на наши грузовики. Каркас кабины усилен, соблюдены особые меры безопасности: оснащение специальными сиденьями, система пожаробезопасности, установка дополнительных огнетушителей. В общем, машина мощная, скорость развивает до 180 км/ч! Правда, на гонках скорость ограничивается до 140 км/ч.

Обратите внимание на количество креплений

- Наверно, превышаете?

- Нет. Это запрещено. Если, конечно, денег не жалко, то можно. И то не более трех раз. Скорость жестко контролируется, и за превышение за каждый километр на участке в 150 метров следуют немалые денежные штрафы. После трех нарушений команда снимается с гонки.

- Как же удается вырваться вперед, что помогает?

- Скорость - не главное на гонках. Ведь это не прямая дорога, и нередко скорость падает не то что до 40-30 км/ч, а иногда и до 4 км/ч в условиях сложных спусков или подъемов. А бывает, что колеса совсем перестают крутиться и начинается теория "рукинг": то есть берешь лопату в руки и начинаешь откапывать, если не получилось выехать самостоятельно. Машина может подвести, но человек должен быть на чеку все время. Опыт очень важен на этих соревнованиях.

Смелые и дерзкие! Это о пилотах и штурманах раллийных грузовиков

- Получается, кто дольше участвует, тот и выигрывает?

- Ралли "Дакар" - престижные соревнования, и дилетантов там не бывает. Ведь для того, чтобы попасть на гонки, командам необходимо уже быть участниками гонок дакаровской серии, чемпионатов и т.д. Только в этом случае можно получить допуск на участие в ралли. Наличие соответствующей машины - это еще не пропуск на "Дакар". Ну и не без удачи, конечно.

- В позапрошлом году ваша команда была 31-й, в прошлом - 21-й, в этом - 11-й! Удача, опыт или машины лучше стали?

- Да, мы участвуем в гонках 3 года - это и "еще", и "уже" одновременно. Раньше мы подсматривали у конкурентов, а сегодня конкурентам есть чему поучиться у нас. Динамика у нас положительная, чем я очень горжусь: мы отыгрываем по 10 мест в год у наших соперников. Здесь сказывается все: совершенствование машин, слаженность команды. Бороться, конечно, тяжело и каждый год, продвигаясь вперед ближе к лидерам, становится все тяжелее. Но это и интересно в то же время, ведь вся наша команда (а это не много не мало 20 человек) одержима автомобилями и гонками, а иначе никак!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
8
Подпишитесь на нашу
еженедельную рассылку
Подписаться